В этом году Правительство РФ расширяет проникновение маркировки в товарооборот. Маркируемых групп товаров становится всё больше — в том числе, в рамках эксперимента. В уже знакомых группах товаров тоже происходят изменения, за которым надо следить поставщикам и предпринимателям.
Пилотные проекты-2023
В этом году началась ожидаемая экспериментальная маркировка новых товарных групп: БАДов, антисептиков, велосипедов, кресел-колясок и медицинских изделий. Маркировка последней категории продлится до 31 августа — в экспериментах можно участвовать по желанию. По остальным товарам эксперимент был завершен 28 февраля — остается только ждать результатов.
Товары, подлежащие маркировке
Среди «старых» категорий для маркировки остались:
-
Пиво и слабоалкогольные напитки
-
Молочная продукция
-
Упакованная вода
-
Лекарства
-
Табак
-
Обувь
-
Легкая промышленность (одежда)
-
Шубы
-
Духи и туалетная вода
-
Шины
-
Фотоаппараты и лампы-вспышки
Многие группы товаров тоже затронули изменения: так, немаркированные вейпы и электронные сигареты выйдут из оборота в конце этого года. В каждой категории — свои правила.
Маркировка товаров проходит через систему «Честный знак». Она помогает отследить весь путь товара — от производства до продажи.
Что изменилось в 2023 году
Перемаркировка обуви
До 31 марта необходимо перемаркировать обувь, если:
-
она маркирована кодами по упрощенной системе,
-
заказана в период маркировки остатков — до 1 июля 2020 года.
Лучше всего проверить это через мобильное приложение «Честный Знак» и отсканировать коды на каждой паре обуви. Перемаркировка требуется, если в описании товара вы увидите:
-
вид обуви,
-
ИНН владельца товара,
-
способ ввода товара в оборот,
-
два знака кода ТНВЭД ЕАЭС = группа 64.
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков
Производители и импортеры должны подать заявление на регистрацию в системе маркировки с 1 марта 2023 года. Важно было сделать это не позднее 7 дней со дня производства или ввоза таких напитков.
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги, начнется c 1 апреля; упакованных в стеклянную и полимерную упаковку — c 1 октября.
Маркировка молочной продукции
В 2022 году маркировка молочки была обязательна для всех участников оборота, кроме сегмента HoReCa (рестораны, кафе, отели) и фермеров. С 1 декабря 2023 года изменения затронут и эти сферы. Теперь они должны представлять сведения об обороте и выводе из оборота молочной продукции.
К 1 декабря необходимо подготовиться и фермерам — сюда входит крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) и сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК). Производителям нужно нанести маркировку и подавать информацию об обороте молочной продукции и ее выводе из оборота.
Маркировка упакованной воды
С 1 марта все участники оборота воды обязаны добавлять сведения о товаре в систему маркировки: сканировать коды на кассе и передавать информацию через онлайн-кассы.
А с 1 декабря о выводе упакованной воды из оборота должны сообщать сегменты HoReCa и госучреждения: столовые в школах, детских садах, больницах.
Маркировка табака
С 1 марта оптовые и розничные звенья обязаны сообщать об обороте никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина: вейпов, электронных сигарет. Оптовый оборот немаркированной продукции после 1 апреля 2023 года запрещен.
Оборот немаркированной никотиносодержащей продукции закончится с 1 октября: к этой категории относятся курительные смеси для кальяна без табака и табачные изделия, которые нужно нагревать. Оборот никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина прекратится с 1 декабря 2023 года.
Что будет, если продавать не маркированный товар
Если Роспотребнадзор обнаружит нарушение, то конфискует товар и выпишет штраф:
-
от 50 до 100 тыс. рублей — для производителей;
-
от 50 до 300 тыс. рублей — для продавцов.
Руководители и ответственные лица компаний могут получить отдельный штраф — от 5 до 10 тыс. рублей. А если стоимость немаркированных товаров превысит 1,5 млн рублей, уголовное дело — вполне реальный исход. Ответственным грозят принудительные работы или лишение свободы сроком до трех лет.
В статье «Зачем нужна маркировка товаров и как правильно её делать» вы найдёте инструкцию для каждого участника маркировки: от производителя до розничного продавца. Главное, что понадобится — электронная подпись и современная онлайн-касса.
Коротко о главном
-
В 2023 году в рамках эксперимента маркируются несколько категорий товаров. Пилотный запуск БАДов, антисептиков, велосипедов, кресел-колясок уже завершен. А вот маркировка медицинских изделий продлится до 31 августа — в этом эксперименте можно участвовать по желанию.
-
До 31 марта необходимо перемаркировать обувь, если она маркирована кодами по упрощенной системе. Лучше всего проверить это в приложении «Честный знак».
-
Изменения коснутся и старых категорий. Проверить необходимость маркировки следует тем, кто торгует пивом и слабоалкогольными напитками, упакованной водой, молочной продукцией и табачными изделиями.
-
Если не выполнять рекомендации по маркировке, можно получить штраф до 300 тыс. рублей. Однако если стоимость немаркированных товаров превысит 1,5 млн рублей, нарушителю грозит уголовное дело и срок до трех лет.