Баннер новости Мобильный баннер новости

Зачем нужна маркировка товаров и как правильно её делать

26 апр 2021

Почти каждый месяц Правительство вводит маркировку для новых товаров. С января 2021 стала обязательной маркировка белья и одежды, с ноября 2020 — шин и покрышек. А в июле этого года начнут маркировать детские коляски, бытовую технику и электронику.

Маркировка — не просто наклейка на упаковке. Это целый бизнес-процесс, который скоро будет обязательным для всех производителей и продавцов. Возможно, вы уже знакомы с некоторыми правилами маркировки. Чтобы не перечитывать всё заново, переходите к нужному разделу:

Если читать статью некогда, переходите сразу к последнему блоку: сложили туда дзен маркировки, который можно постигнуть за 30 секунд.

Что такое маркировка

Маркировка — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи. В маркировке задействованы все участники рынка, поэтому весь процесс можно поделить на три этапа:

Этап 1. Производители и импортёры размещают маркировочные штрихкоды на товарах

Этап 2. Поставщики сверяют маркировку, регистрируют закупку и продажу товара розничным продавцам

Этап 3. Розничные продавцы сверяют маркировку, регистрируют закупку и продажу конечному потребителю

Вот какие этапы движения товара отслеживаются по маркировке

По мнению государства, маркировка помогает:

  • повысить качество товаров для конечного потребителя;

  • защитить рынок от нечестной конкуренции;

  • вывести продавцов из теневой экономики;

  • избавиться от контрафактной продукции.

В то же время государство не скрывает, что одна из целей — это увеличение бюджета. На сайте «Честного ЗНАКа» так и написано: повышение налоговых сборов и экономия бюджета на контрольных мероприятиях.

Для потребителя и бизнеса выгоды от маркировки кажутся неочевидными. А вот государству — понятно, зачем это надо

Кажется, что маркировка — действительно эффективный инструмент в борьбе с нарушителями. Но правила работают для всех предпринимателей, и честному бизнесу они доставляют лишние хлопоты и расходы.

В процессе маркировки производители размещают на товарах контрольно-идентификационные знаки. Это небольшие двухмерные штрихкоды DataMatrix, которые напоминают QR-коды. Они стоят 50 копеек за штуку. Где их взять читайте в разделе «Производителям и импортёрам»

Поставщики и магазины считывают эти коды с помощью сканеров и регистрируют свои действия в системе «Честный ЗНАК».

Так выглядит штрихкод «Честного ЗНАКа» на упаковке с маркированным товаром

Какие товары нужно маркировать

По состоянию на апрель 2021 года маркировка обязательна для восьми товарных категорий.

В начале 2020 года этот список был в два раза короче

Маркировка распространяется на группы товаров по товарным кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД. Например, среди фотоаппаратов и вспышек маркировке подлежат товары с кодами 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17.110 и 27.40.31 по ОКПД 2 и кодом 9006 по ТН ВЭД. Перечень кодов для каждой категории содержится в постановлениях Правительства. Чтобы вам было проще их найти, мы собрали все постановления в одном документе — сохраните его себе или отправьте товароведу.

Некоторые товары маркируют в качестве эксперимента. Правительство создаёт несколько контрольных групп и предлагает предпринимателям проверить, насколько эффективно работает система в их отрасли. Сейчас действуют четыре проекта по маркировке.

Со временем экспериментальная маркировка всегда переходит в разряд обязательной 

К 2024 году Правительство планирует использовать маркировку во всех отраслях промышленности. Например, уже с 1 июня 2021 года начнут маркировать мороженое и сыр, с 1 сентября — велосипеды.

Как правильно работать с маркировкой

Первый шаг для всех участников рынка одинаковый — регистрация в системе «Честный ЗНАК». Она помогает разобраться с кодами маркировки и зафиксировать информацию о перемещениях товара. Чтобы работать с системой, понадобится электронная подпись. Мы рассказывали в отдельной статье, зачем она нужна и как её оформить.

Ещё один общий процесс — обмен документами. Передавать накладные по маркированным товарам можно только в электронном виде, но для некоторых товаров сделали исключение. Так, до 1 января 2022 года без ЭДО можно покупать и продавать:

  • товары лёгкой промышленности;

  • фототовары и лампы-вспышки;

  • шины и покрышки;

  • парфюмерию.

Ниже мы описали процедуру маркировки для производителей и импортёров, но вы можете сразу перейти к инструкциям для поставщиков или розничных продавцов.

Производителям и импортёрам

1. Вступите в ассоциацию «ГС1 РУС»

Это официальное российское подразделение GS1 — международной организации, которая занимается стандартизацией учёта и штрихкодов. Членство в ассоциации обойдётся в 3 тыс. рублей в год. Для вступления нужно написать электронное заявление и оплатить взнос.

2. Добавьте товары в личный кабинет «ГС1 РУС»

Заполните анкету по каждому товару, чтобы система могла генерировать правильные штрихкоды. В течение суток информация появится в личном кабинете «Честного ЗНАКа».

3. Запросите коды в личном кабинете «Честного ЗНАКа» и нанесите на товар

Система автоматически запросит и сгенерирует штрихкоды в течение нескольких минут. Коды можно распечатать и разместить на любом носителе: бумажной бирке, картонной коробке или полиэтиленовой этикетке. Главное, чтобы код всегда был на товаре и не затирался.

4. Введите товар в оборот через личный кабинет «Честного ЗНАКа»

Добавьте все промаркированные товары в список «Ввод в оборот». Это можно сделать вручную или с помощью сканера.

Поставщикам

1. Купите и подключите сканер штрихкодов к компьютеру

Он поможет считать маркировочный код и внести информацию в «Честный ЗНАК». Если вы пользуетесь сканером штрихкодов для учётных систем (например, «1С Бухгалтерия» или «Контур.Маркет»), проверьте его совместимость с кодами DataMatrix в онлайн-сервисе «Честного ЗНАКа».

2. Зафиксируйте покупку и продажу товаров

Проверьте маркировку через «Честный ЗНАК», отсканируйте товар и внесите информацию о каждом действии в систему.

Важно: не перепутайте товарный и маркировочный штрихкоды в системе и передаточных документах, иначе товар не получится отследить через «Честный ЗНАК».

Розничным продавцам

1. Настройте онлайн-кассу для работы с маркировкой

Последние модели онлайн-касс умеют работать с маркированными товарами и штрихкодами DataMatrix, но лучше заранее уточнить функционал у производителя.

Если вы планируете купить кассу для работы с маркировкой, присмотритесь к онлайн-кассам «Делобанка». Наши специалисты настраивают кассу и ПО под ключ: устройство запрограммируют конкретно под вас и отправят вам по почте. Вы получите готовое к подключению устройство и сразу сможете работать.

2. Купите и подключите сканер штрихкодов к онлайн-кассе

Он поможет считать маркировочный код и внести информацию в «Честный ЗНАК». Если вы уже работаете со сканером, проверьте его совместимость с кодами DataMatrix в онлайн-сервисе «Честного ЗНАКа».

3. Зафиксируйте покупку и продажу товаров

Откройте личный кабинет «Честного ЗНАКа», отсканируйте товар и внесите информацию о каждом действии. При продаже товара конечному потребителю не забудьте отсканировать оба штрихкода: товарный и маркировочный.

Важно: если на вашем складе оказались немаркированные товары, вы обязаны создать штрихкод и занести товар в «Честный ЗНАК». Для продавцов предусмотрена упрощённая процедура маркировки товарных остатков — инструкция есть на сайте «Честного ЗНАКа».

Что будет за производство и продажу товаров без маркировки

Производство и продажа товаров без маркировки обойдётся куда дороже, чем расходы на онлайн-кассу и электронный документооборот. Если Роспотребнадзор обнаружит нарушение, то сначала конфискует товар, а потом выпишет штраф:

  • от 50 до 100 тыс. рублей — для производителей;

  • от 50 до 300 тыс. рублей — для продавцов.

Руководители и ответственные лица компаний могут получить отдельный штраф — от 5 до 10 тыс. рублей. А если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн рублей, то могут завести уголовное дело. Тогда ответственным лицам грозят принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет.

Правила маркировки за 30 секунд

1. В маркировке участвуют все игроки рынка: производители, импортёры, поставщики и розничные продавцы.

2. По состоянию на апрель 2021 года маркировка обязательна для восьми категорий товаров: лекарств, табака, товаров лёгкой промышленности, обуви, шуб, парфюмерии, шин и фототоваров.

3. Для работы с маркировкой нужно зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Понадобятся электронная подпись и подключение к ЭДО.

4. Производители и импортёры первыми наносят штрихкоды DataMatrix на товары и вносят в систему «Честный ЗНАК». Генерировать коды помогает ассоциация «ГС1 РУС».

5. Поставщики проверяют маркировку через систему «Честный ЗНАК», а затем фиксируют в системе покупку и продажу товаров.

6. Розничные продавцы фиксируют покупку и продажу через систему «Честный ЗНАК». Если на складе оказались товары без штрихкодов, они сами проводят маркировку в упрощённом порядке.

7. Нарушение правил маркировки грозит конфискацией товара и штрафом от 50 до 300 тыс. рублей. Если оборот немаркированных товаров превысит 1,5 млн рублей, ответственным лицам грозит лишение свободы до трёх лет.

Получить консультацию по открытию расчётного счёта или другим продуктам банка
Оставьте ваш номер
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Рекомендуем почитать
Обязан ли работодатель отстранить от работы непривитого сотрудника и как это сделать
23 сентября
Ликбез
Обязан ли работодатель отстранить от работы непривитого сотрудника и как это сделать
Как работает система прослеживаемости и какие товары в ней участвуют
20 сентября
Ликбез
Как работает система прослеживаемости и какие товары в ней участвуют