Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов. Ограничения вводятся для площадок, которые соответствуют следующим характеристикам:
-
Доля проходящих через них сделок превышает 35% общего рынка;
-
Годовая выручка превышает 2 млрд руб.
Под требования нового закона попадают все крупнейшие (по выручке) российские маркетплейсы : Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, KazanExpress, Lamoda, и СберМегаМаркет. Если у вас есть торговая площадка на любом из этих маркетплейсов, подготовьтесь к изменению правил игры.
Согласно требованиям нового закона,
Маркетплейсам будет запрещено
-
Устанавливать предельно низкую или предельно высокую цену на товар;
-
Устанавливать разные цены на один и тот же товар;
-
Убирать товар из продажи, если это приведет к повышению стоимости;
-
Навязывать невыгодные условия договора или отказывать в его заключении по необоснованным причинам;
-
Без весомых причин сокращать или прекращать реализацию товара, на который есть спрос;
-
Устанавливать предельно низкую или предельно высокую стоимость своих услуг;
-
Создавать дискриминационные условия; ограничивать или мешать предпринимателям входить или выходить с площадки.
Закон приняли, чтобы прекратить произвол со стороны марктеплейсов. Отвечать за выявление нарушений нового закона маркетплейсами будет ФАС России.
Давайте посмотрим,
Что произойдёт на рынке маркетплейсов после вступления в силу нового закона
1. Увеличение конкуренции: ограничения, введенные новым законом, могут привести к увеличению конкуренции на рынке, поскольку маркетплейсы не смогут устанавливать предельно низкие или высокие цены на товары. Это может привести к большему разнообразию цен и товаров для потребителей.
2. Рост малых и средних маркетплейсов: ограничения, введенные для крупных маркетплейсов, могут стимулировать рост малых и средних площадок, которые не подпадают под эти ограничения. Это может привести к большему разнообразию площадок для продавцов и покупателей.
3. Изменение стратегий продавцов: продавцы могут быть вынуждены пересмотреть свои стратегии и адаптироваться к новым условиям. Это может включать в себя поиск новых площадок для продажи товаров, изменение ценовой политики и улучшение качества своих товаров.
4. Увеличение юридических расходов: введение нового закона может привести к увеличению юридических расходов для продавцов и маркетплейсов, поскольку они будут вынуждены привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.
5. Повышение транспарентности: новый закон может привести к большей транспарентности и справедливости на рынке маркетплейсов, поскольку он направлен на предотвращение антиконкурентного поведения со стороны крупных площадок.
Реальные результаты введения закона мы увидим после вступления его в силу. Но в любом случае Делобанк поможем адаптироваться своим клиентам к новым условиям.
Обслуживание торговых площадок — это наша специализация. Мы предоставляем предприятиям торговли интернет-эквайринг, оплату по QR-кодам, а также интеграции с банковским сервисом, для эффективного управления своими финансами. Посмотреть все продукты Делобанка можно здесь.
А теперь давайте взглянем на
Риски для продавцов
Организационные сложности
Продавцы могут столкнуться с трудностями в случае несогласия с условиями маркетплейса, так как маркетплейс может отказать в заключении договора по необоснованным причинам.
Например, продавец хочет продавать свою продукцию на крупном маркетплейсе, но сталкивается с тем, что маркетплейс устанавливает слишком высокие требования к качеству товаров или условиям доставки, которые продавец не может выполнить. В результате, продавец может быть исключен с площадки, что приведет к потере потенциальных клиентов
Продавцы могут столкнуться с дискриминацией со стороны маркетплейсов, которые могут устанавливать разные цены на один и тот же товар или убирать товар из продажи, что может привести к повышению стоимости.
Например, маркетплейс может продавать один и тот же товар по разным ценам в разных регионах, что может вызвать недовольство клиентов и привести к потере продаж.
Дополнительные расходы
Продавцы могут понести дополнительные расходы в случае необоснованного сокращения или прекращения продажи товара, на который есть спрос.
Если маркетплейс без весомых причин сокращает или прекращает продажу товара, на который есть спрос, продавец может быть вынужден искать другие площадки для продажи своего товара, что может повлечь за собой дополнительные затраты на рекламу и логистику.
Дополнительные действия
Например, если маркетплейс запрещает устанавливать предельно низкую цену на товар, продавец может быть вынужден увеличить цены, что может отразиться на его конкурентоспособности.
Для полноты картины мы решили предложить вам
Несколько безумных (но технологичных) идей, которые помогут расширить перспективы бизнеса
Виртуальная реальность для шопинга: можно подумать над созданием виртуального магазина, где покупатели могут «ходить» и выбирать товары, как в реальном магазине. Это может быть особенно полезно для товаров, которые люди предпочитают «пощупать» перед покупкой, например, одежду или мебель.
Бесплатные товары для покупателей, которые помогают решить реальные задачи покупателей. Это могут быть
- призы за победу в квизах / конкурсах,
- лайфхаки для вашей целевой аудитории,
- реальная помощь: гранты, консультации,
и т.п.
Это может привлечь внимание к вашему магазину.
Создание виртуального помощника-робота: искусственный интеллект позволяет создать виртуального помощника, который может помочь покупателям с выбором товаров, ответить на их вопросы и даже предложить им товары на основе их предыдущих покупок или интересов.
Что нас ждёт
Кажется, что новый антимонопольный закон защитит продавцов. Например, будет нельзя удалить социально значимый товар или создавать для продавцов дискриминационные условия. Это поддержит рыночные и конкурентные условия торговли.
Когда антимонопольный закон вступит в силу, мы увидим его реальную силу. А пока подписывайтесь на наш телеграм-канал. Публикуем там разные полезности для бизнеса.