Баннер новости Мобильный баннер новости

Маркировка воды: какие товары и как регистрировать

21 апр 2022

Маркировку упакованной воды ввели Постановлением Правительства № 841 от 31 мая 2021 года. С 1 июня она проходила в формате эксперимента, но уже с 1 декабря стала обязательной для всех производителей, импортёров и оптовых продавцов.

Чтобы не перечитывать всё заново, переходите к нужному разделу по содержанию. А если читать статью некогда, переходите сразу к последнему блоку — рассказали всё самое важное и интересное.

Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.
Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела!
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.

Какие товары нужно маркировать

Маркировать обязали питьевую воду, которая соответствует четырём критериям:

  • газированная или минеральная;

  • упакованная (например, в бутылки или пакеты);

  • без вкусо-ароматических добавок;

  • без сахара и подсластителей.

Вот какие категории товаров подлежат маркировке:

  • по ТН ВЭД: 2201, 2201 10, 2201 10 110 0, 2201 10 190 0, 2201 10 900 0, 2201 90 000 0;

  • по ОКПД 2: 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140.

Исключение составляют только лёд и снег, которые входят в категорию 2201 по ТН ВЭД. Причина простая: вне холодильника они быстро превращаются в воду. Но если вы совершите технологический прорыв и придумаете, как продавать лёд и снег в исходном состоянии в бутылках, то вам придётся их маркировать.

Как маркировать упакованную воду

Маркировка — это регистрация и учёт упакованной воды в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи. В маркировке задействованы все участники рынка, поэтому весь процесс можно поделить на три этапа:

Этап 1. Производители и импортёры размещают маркировочные штрихкоды на упаковках.

Этап 2. Поставщики сверяют маркировку, регистрируют закупку и продажу товара.

Этап 3. Розничные продавцы сверяют маркировку и отмечают в системе продажу конечному потребителю

Для маркировки воды используют Единый личный кабинет на сайте «Честный ЗНАК». Зарегистрироваться в нём можно с помощью электронной подписи. Её получают бесплатно в ближайшей инспекции ФНС — мы рассказывали об этом в статье «Как получить квалифицированную электронную подпись».

Честный знак - вход в личный кабинет

А если не сможете разобраться в системе регистрации, можно посмотреть
инструкцию на канале «Честный ЗНАК» в YouTube

Пользоваться личным кабинетом можно даже в смартфоне — с помощью приложения «Честный ЗНАК.Бизнес». Оно доступно в App Store и Google Play. Приложение помогает вводить товары в оборот с помощью обычной камеры смартфона.

В процессе маркировки производители и импортёры размещают на товарах контрольно-идентификационные знаки. Это небольшие двухмерные штрихкоды DataMatrix, которые напоминают QR-коды. Они стоят всего 50 копеек за штуку.

Мы рассказывали, где брать штрихкоды и как правильно работать с маркировкой, в статье «Зачем нужна маркировка товаров и как правильно её делать». Там вы найдёте инструкцию для каждого участника: от производителя до розничного продавца. Главное, что вам понадобится для маркировки — электронная подпись и современная онлайн-касса. Остальное сделать проще простого.

Если вы планируете купить кассу для работы с маркировкой, присмотритесь к онлайн-кассам «Делобанка». Наши специалисты настраивают кассу и ПО под ключ: устройство запрограммируют конкретно под вас и отправят по почте. Вы получите готовое к подключению устройство и сразу сможете работать.

Зачем проводят эксперимент по маркировке остальных напитков

В скором времени Правительство планирует запустить эксперимент по маркировке ещё двух категорий напитков:

  • соков и сокосодержащей продукции;

  • остальных безалкогольных напитков — в том числе сладкой газированной воды, соевого молока, растворимых напитков и квасов.

Правительство уже разработало проекты двух постановлений. По изначальным планам эксперимент по маркировке соков продлится до 28 февраля 2023 года, остальных безалкогольных напитков — до 31 августа 2023 года. Но дата начала эксперимента пока неизвестна: об этом Правительство сообщит отдельно.

Эксперимент охватит почти все группы безалкогольных напитков по ТН ВЭД:

  • соки и сокосодержащие напитки:  2008, 2009 (кроме 2009 11), 2007 91 300 0, 2007 91 900 0, 2007 99 500 1, 2007 99 970 1

  • остальные безалкогольные напитки: 2202 10 000 0, 2202 99 110 0, 2202 99 150 0, 2202 99 180 0, 1901 90 190 0, 2101 12 920 1, 2106 90 980 8, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1

Если вы занимаетесь продажей напитков, то сможете принять участие в эксперименте: для этого нужно отправить заявку организаторам и настроить онлайн-кассу. Шаблон заявки, инструкции по подключению и настройке к системе появятся на сайте «Честного ЗНАКа», как только начнётся эксперимент.

Что будет за производство и продажу воды без маркировки

Если Роспотребнадзор обнаружит, что вы продаёте немаркированную воду, то сначала конфискует товар, а потом выпишет штраф:

  • от 50 до 100 тыс. рублей — для производителей и импортеров;

  • от 50 до 300 тыс. рублей — для оптовых продавцов (а с 2023 года — и для розничных).

Руководители и ответственные лица компаний могут получить отдельный штраф — от 5 до 10 тыс. руб. А если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн рублей, то могут завести уголовное дело.

С маркировкой других напитков штрафов не будет, даже если вы участвуете в эксперименте. Но лучше готовиться к нововведениям заранее: оформлять онлайн-кассы и электронные подписи. Так вы подойдёте к обязательной маркировке во всеоружии.

Экспресс-статья о маркировке воды

  1. Маркировка товаров обязательна для всех участников рынка: производителей, импортёров, поставщиков и оптовых продавцов. Для розничных она станет обязательной в марте 2023 года.

  2. Маркировать нужно только газированную или минеральную воду в упаковках, если она не содержит вкусо-ароматических добавки, сахар и подсластители.

  3. Чтобы маркировать товары, нужно зарегистрироваться в Едином личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа». Для этого понадобится электронная подпись.

  4. Производителям и импортёрам нужно закупить и разместить на упаковках штрихкоды Data Matrix, поставщикам и продавцам — зафиксировать все действия с товарами в системе «Честный ЗНАК».

  5. Маркировка остальных напитков — соков, газировок и морсов — пока не обязательна. Но Правительство уже запланировало эксперимент по её внедрению. Он продлится до 2023 года, но даты начала пока неизвестны.

  6. За продажу немаркированной воды выписывают штрафы: до 100 тыс. рублей — производителям и импортерам, до 300 тыс. рублей — продавцам. Руководители и ответственные лица компаний могут получить отдельный штраф — от 5 до 10 тыс. руб.

Что такое модульная система интеграции и как с её помощью быстро внедрить готовые решения для бизнеса
28 ноября
#своедело
Ликбез
Что такое модульная система интеграции и как с её помощью быстро внедрить готовые решения для бизнеса
Как планировать бюджет в условиях неопределённости (ситуационное планирование)
24 ноября
Ликбез
Как планировать бюджет в условиях неопределённости (ситуационное планирование)
Откройте расчетный счет за 10 минут
или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных