Правительство РФ обещает, что к 2020 году доля закупок крупнейших заказчиков, участником которых является малый бизнес, будет повышена до 18% (сегодня она составляет не менее 15% от всех годовых закупок заказчика, согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ).
Причем, если кто-то не заметил этой информации, уже с 1 февраля 2019 года на закупки у малого бизнеса были распространены механизмы факторинга. То есть существует вариант, когда деньги за поставленные товары малый бизнес получает не от заказчика напрямую, а от банка, финансирующего закупки.
Также закон встал на сторону малого бизнеса в плане ужесточения платежной дисциплины заказчиков: к 4 мая 2020 года обещано принять поправки в КоАП РФ, которые расширят перечень штрафов, налагаемых на заказчиков. В частности, те будут нести ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП. «А разве сейчас подобных штрафов не существует?!» — удивленно спросите вы. В том-тои дело, что нет — а это позволяет затягивать оплату поставок сколь угодно долго.
Все эти нововведения связаны с тем, что государство в последние несколько лет сильно активизировало политику развития малого и среднего предпринимательства и устранения факторов, сдерживающих его рост. Также правительство заинтересовано в том, чтобы бизнес не уходил «в тень».
Ярким примером нового вектора политики служит комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса на 2018–2024 годы, утвержденный Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию. Среди них, например, ликвидация налога на движимое имущество ИП и юрлиц — малых компаний, освобождение самозанятых граждан от сдачи отчетности, облегчение диалога с ИФНС с помощью специальных мобильных приложений, освобождение ИП и юрлиц на режиме УСН с объектом налогообложения в виде доходов от сдачи налоговых деклараций при условии применения онлайн-касс, страхование банковских вкладов и счетов МСБ, чего раньше не было, и т. д.