Банки начали активнее фиксировать подозрительные операции, которые совершаются с расчетных счетов индивидуальных предпринимателей. Если отправка денег покажется странной, то финансово-кредитная организация «заморозит» платежку и начнет проверку.
Срок такого «ареста», согласно ФЗ-115 (ст. 7) может достигать 5 рабочих дней. За это время придется доказать, что операция была законной. Перечислим моменты из «памятки» банков, при которых у ИП повышается риск попадания в «черный список».
Основных подозрительных пунктов 10:
— регулярная выдача с расчетного счета крупных сумм на прочие цели;
— единовременное снятие крупной суммы, только что поступившей на расчетный счет;
— повторяющиеся однотипные сделки по снятию крупных сумм;
— использование бизнес-карты для снятия наличных;
— операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день;
— снятие средств на прочие цели, которое несоразмерно с ведением бизнеса;
— операции, не имеющие экономического смысла (пример: выплата зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью);
— многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые клиент закрывает, снимая деньги наличными;
— совершаемые без видимых оснований переводы на счета другого банка, где действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т. д.);
— операции, по которым невозможно установить стороны сделки.
Понятно, что иногда такие операции проводятся без умысла и требуются для ведения бизнеса. Чтобы не злить банкиров и не попадать в неприятные истории, можно подстраховаться.
При проведении платежки стоит подробно заполнять назначение платежа. Работать по выбранным кодам ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и своевременно информировать банк в случае их изменений. Регулярно сообщать банку обо всех изменениях —смене бухгалтера, гендиректора, адреса и т. д. И конечно, важно корректно отражать в отправленных платежных документах хозяйственную деятельность организации.
Прогнозируя финансовую операцию, которая указана в «памятках» банка как подозрительная, лучше заранее переговорить с банковскими сотрудниками и уточнить: как все оформить так, чтобы не «улететь» в бан.