Кризис — не причина сворачивать внешнеэкономическую деятельность компании. Журнал для предпринимателей Inc. и Делобанк выяснили, как в непростое время заставить бизнес играть по вашим правилам. Во время кризиса экономику и курсы валют сильно лихорадит. Клиенты не так охотно расстаются с накоплениями, а ограниченные рублёвым рынком компании рискуют больше тех, у кого есть варианты на стороне. Может показаться, что пора заканчивать работу на внешнем рынке, но не торопитесь с решениями. И вот почему.
Там есть деньги
В кризис бизнесы, которые не попали под карантин, всё равно оказываются в заморозке из-за того, что все включили режим экономии. Бюджеты сокращаются, заключённые договоры ставятся на паузу, а подписывать новые контракты становится все сложнее. Но есть страны, где за ваши продукты по-прежнему готовы платить. Например, компании из сферы IT могут найти клиентов среди европейских и американских стартапов. Да, там тоже бушует вирус, но эти рынки старее и стабильнее, поэтому жизнь туда вернётся скорее: предприниматели выпускают актуальные продукты, перестраивают бизнес-модели и создают новые компании в условиях изменившейся реальности. Чтобы всё это взлетело, им нужна мощная digital-поддержка.
Кризис — это тоже бизнес
В кризис ещё более актуальны решения, которые помогают сократить операционные расходы и стоимость производства. Раньше консервативные компании отказывались от инноваций, ограничиваясь стабильной прибылью, а теперь это их единственный шанс остаться на плаву. Если на внутреннем российском рынке бизнесы только готовятся к локауту, то в других странах уже пытаются придумать, что делать после него. В этом им помогают программные решения, которые оценивают эффективность бизнеса и помогают сокращать расходы. Но не только софт спасает предпринимателей. Если во время падения цены на нефть вы продаете то, что облегчает ее добычу, — вы в плюсе. Если вы продаете чипы или технические узлы для медицинских препаратов — вы в плюсе. Да даже если у вас дешёвые и надежные велосипеды для курьеров — вы в плюсе. Также в кризис всем нужны деньги. Если ваш бизнес помогает собирать деньги на новые проекты (краудфандинг) или выдаёт займы — это его время. Новые возможности появляются всегда, и кризис — это просто новые правила игры, а не её конец.
Вы не останетесь одни
Новые вызовы лучше принимать с надёжным партнёром, который готов отвечать на возникающие вопросы. А их будет всё больше. Например, валютный контроль. Здесь особенно важно следовать закону. Если банк может взять эту заботу на себя — не раздумывайте и начинайте работать с ним. Сейчас Делобанк поддерживает тех, кто не сворачивает свой бизнес за границей: клиенты банка могут не платить комиссию за валютный контроль в течение полугода. Для этого достаточно открыть счет в нужной валюте и начать расчёты. Также можно узнавать статус платежа онлайн и даже отозвать его до момента получения бенефициаром, что актуально сейчас, когда сделки зависают из-за форс-мажора. Особенно удобно, что вести бизнес можно одновременно с партнёрами из разных стран. Ограничений по количеству счетов также нет: Делобанк готов открыть столько счетов, сколько потребуется для работы под каждую из валют.
Онлайн не имеет границ
Интернет-бизнес существует везде, где есть доступ к сети, поэтому ему не мешают отмена авиасообщения и закрытые границы. Внешние рынки увеличивают аудиторию потенциальных клиентов без существенных затрат — не закрывайте их для себя! Например, онлайн-школам с готовой базой проще защититься от кассовых разрывов за счёт новых клиентов в других странах. Тем более там все тоже придумывают, чем занять себя на самоизоляции. Кроме образовательных проектов, это хорошее время для выхода на новые рынки игр, музыкальных сервисов, видеоплатформ и маркетплейсов. Именно на волне кризиса 2008 года взошла звезда AliExpress.
Вы сможете играть на опережение
Некоторые ниши на других рынках только начинают взлёт, а вы уже знаете, что нужно клиентам и какие бизнес-модели работают. Это отличное время, чтобы предложить свою услугу там, где её еще нет. Наверняка у вас будут конкуренты, но перед вами будет история российского рынка и вы будете лучше понимать, в каких районах открываться, как спрогнозировать прибыль и издержки, как вести переговоры с поставщиками.