Баннер новости Мобильный баннер новости

Как заполнить декларацию и сдать отчётность по УСН «Доходы»

Недавно мы рассказывали, как сдать декларацию по УСН «Доходы минус расходы». Оказывается, это несложно: предпринимателям под силу заполнить форму без помощи бухгалтера. Подготовить декларацию по упрощёнке на доходах ещё проще, ведь считать расходы не придётся. Рассказываем, как заполнить декларацию по УСН «Доходы».

Сначала мы расскажем о форме декларации и правилах подсчёта налоговой базы. Если вы уже это знаете, можете сразу перейти к инструкции по заполнению.


Какую декларацию сдавать

За 2020 год компании и ИП на упрощёнке сдают декларацию по форме КНД 1152017 от 2016 года. Но уже за 2021 год предприниматели будут отчитываться по новой форме — её утвердили в конце 2020 года. ФНС решила обновить документ, потому что УСН претерпела несколько изменений, включая повышение ставок и расширение лимитов. Мы рассказали об этих изменениях в нашем обзорном материале.

Примечательно, что сдавать отчётность по новой форме можно и за 2020 год. Это правило действует уже с 20 марта.


Какие показатели учитывать

Казалось бы, предпринимателям нужно учитывать только доходы бизнеса, чтобы сдать отчётность. Главное — указывать все суммы нарастающим итогом по кварталам. Но дело в том, что декларация включает ещё и данные о страховых взносах и торговом сборе. 

Под страховыми взносами в декларации понимают сразу несколько платежей:

  • страховые взносы ИП за себя;

  • выплаченные работникам больничные пособия;

  • платежи по договорам личного страхования.

Указывать можно как поквартально, а так и единой суммой за год. Всё зависит от того, как вы их платите. Например, если делаете отчисления каждый квартал, указывайте точную сумму платежа за каждый период. Если платите единоразово, то в декларации тоже должна быть одна сумма.

Отдельный блок декларации посвящён торговому сбору. Это местный платёж для розничной торговли, который действует в Москве. Вот кто его платит:

  • торговые точки без залов (например, рынки, палатки, автоматы);

  • точки нестационарной торговли (например, кофейные киоски);

  • торговые точки с торговыми залами;

  • склады.

Если вы никогда не слышали про торговый сбор, но работаете в Москве по одному из перечисленных направлений, внимательно изучите памятку столичной налоговой. В ней есть подробная информация про учёт и льготы.

Доходы по торговому сбору учитывают отдельно. Вот как это выглядит на примере. Допустим, предприниматель Даниил открыл небольшую кофейню на 30 кв. м в Зеленограде. Он продаёт кофе и выпечку, а ещё проводит мастер-классы и обучение для бариста. Так выглядит таблица его доходов по видам деятельности за прошлый год.

Если перевести в доходы по нарастающему итогу, таблица немного изменится.

Все эти данные пригодятся, когда мы будем заполнять декларацию.


Как заполнить форму

Чтобы заполнить декларацию, скачайте PDF-форму и откройте её через программу Adobe Acrobat. Заполнить нужно три раздела:

  • Титульный лист;

  • Раздел 1.1;

  • Раздел 2.1.1;

  • Раздел 2.1.2.

Раздел 2.1.2 заполняют только плательщики торгового сбора. А если компания или предприниматель получают бюджетное финансирование или пользовались госимуществом, они дополнительно заполняют раздел 3.

Если не получается открыть PDF-файл, воспользуйтесь программой «Налогоплательщик ЮЛ» — скачать можно на сайте налоговой. Она подходит только для Windows: на смартфонах, Linux и MacOS сервис не работает.

Титульный лист

Декларация начинается с общей информации о предпринимателе или компании. Нужно указать полное наименование, ИНН, КПП (только для юрлиц) и информацию об отчётности. Вот несколько важных правил:

  1. Номер корректировки указывают всегда. Если сдаёте первую декларацию за отчётный период, пишите «0−−». Если налоговая вернула форму и попросила исправить, указывайте порядковые номера. Например, первая корректировка — «1−−», вторая — «2−−».

  2. Налоговый период — всегда 34. Это значит, что вы сдаёте отчётность за предыдущий год. Другие периоды указывают, когда бизнес закрывается или переходит на ОСНО.

  3. Код налогового органа определяют по месту регистрации. Узнать его можно на сайте ФНС.

Код поля «по месту нахождения» зависит от формы бизнеса. ИП указывают «120», организации — «214». Иногда встречаются и более редкие варианты.


Не забудьте указать наименование и основной ОКВЭД в точности, как в выписке ЕГРЮЛ. Если напишете сокращённое название, придётся подавать корректировку.

Вторую часть титульного листа заполняют только в первом столбце. ИП указывают ФИО, организации — ФИО директора. Но в обоих случаях ставят цифру «1».

Если декларацию подаёт представитель по доверенности, укажите цифру «2». В последнем блоке листа укажите номер и дату выдачи доверенности.

Раздел 2.1.1

Обычно предприниматели заполняют сначала раздел 2.1.1, а потом 1.1. Дело в том, что раздел 2.1.1 включает информацию о доходах и налоговой базе, а раздел 1.1 — информацию о налогах к уплате. Поэтому логично сначала посчитать налоговую базу, а затем — налог. Вот несколько правил:

  1. В блоке «Признак налогоплательщика» укажите цифру «2», если ИП без сотрудников. Во всех остальных случаях ставьте цифру «1».

  2. В блоке «Сумма полученных доходов» и «Сумма исчисленного налога» укажите суммы поквартально нарастающим итогом.



Блок с суммой уплаченных страховых взносов заполняют по времени фактической уплаты. Если вы платили за каждый квартал, указывайте суммы нарастающим итогом. Если сразу заплатили за весь год — то заполните только поле 143, а в остальных поставьте прочерки.

Раздел 2.1.2

Этот раздел заполняют только московские компании и предприниматели, которые платят торговый сбор. Если это не про вас, переходите к разделу 1.1. Раздел 2.1.2 заполняют по аналогии с разделом 2.1.1, но учитывают только доходы, которые облагаются сбором.

В нашем примере с предпринимателем Даниилом из Зеленограда торговым сбором облагаются доходы от продажи кофе и выпечки, поскольку его помещение подходит под требования закона. Сначала нужно сложить их нарастающим итогом, а затем посчитать налоги, которые вы бы уплатили с этих доходов по упрощенке.

Страховые платежи указывают только за работников, которые задействованы в торговой деятельности. В нашем случае здесь будут прочерки.

Размер сбора зависит от площади торговой точки и района Москвы, в котором она находится. Как правило, сбор фиксированный — все суммы указаны в законе Москвы. Но в некоторых районах нужно доплачивать за каждый квадратный метр свыше нормы.

В декларации указывают фактически уплаченную сумму сбора. Как правило, его платят каждый квартал. Для помещения Даниила сбор фиксированный — 18 900 рублей в квартал. Прибавляем нарастающим итогом — получаем 75 600 рублей за весь год. 

Остаётся только посчитать итоговую сумму к оплате. Это делают по двум формулам:

  1. Строка 130 − Строка 140, если разница между налогом и взносами меньше торгового сбора. В нашем примере в первом квартале налог меньше, а взносов нет, поэтому в строке 160 нужно написать 18 000.

  2. Строка 150, если разница между налогом и взносами больше торгового сбора. В нашем примере во втором квартале налог больше, поэтому в строке 161 нужно написать 37 800.

Раздел 1.1

Прежде чем заполнить первый раздел, узнайте код бизнеса по ОКТМО. Раньше код ОКТМО узнавали по сервису налоговой, но сейчас он не работает. Зато ОКТМО отображается в сервисе Росстата. Вот как узнать код:

  1. Укажите ИНН компании или ИП.

  2. Нажмите кнопку «Получить».

  3. Скопируйте код из строки «ОКТМО регистрации».

В первом разделе поквартально указываются суммы авансовых платежей по налогам с вычетом сбора и страховых взносов. Но теперь не нарастающим итогом, а фактическим.

Поля в разделе 1.1 указаны не по названию кварталов, а по сроку уплаты авансовых платежей. Вот как в них разобраться:

  • код 020 — первый квартал;

  • код 040 — второй квартал;

  • код 070— третий квартал;

  • код 100 — четвёртый квартал.

Если вы платите торговый сбор, не забудьте вычесть из авансовых платежей сумму сбора за каждый квартал. В этом случае лучше считать по формулам, которые указаны в подсказках к полям в форме — так точно не запутаетесь.


Когда и как сдать отчётность

Сдавать нужно только заполненные листы. Распечатайте документ, подпишите и поставьте дату в нижней части каждого листа. Если сдаёте электронно с помощью ЭЦП, распечатывать и подписывать вручную не нужно. 

Сроки сдачи зависят от формы бизнеса:

  • не позднее 31 марта — юридические лица;

  • не позднее 30 апреля — индивидуальные предприниматели.

Иногда сроки могут меняться. Например, если последний день выпадает на выходной, то конец срока сдвигается на следующий рабочий день. А в 2020 году из-за пандемии срок продлевали до конца июля.

Отчётность обычно сдают в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или через операторов ЭДО (например, «Контур» или «СБИС»). Но можно сдать и в бумажном виде сразу в налоговую. Компании и ИП сдают отчётность по упрощёнке в инспекцию ФНС по месту регистрации.

Если вы столкнулись с трудностями при заполнении или сдаче отчётности, можете подключить облачную бухгалтерию Делобанка. Сервис поможет проследить за доходами и расходами, рассчитать все налоги, сформировать и отправить декларацию в налоговую. А если возникнут вопросы, опытные бухгалтеры Делобанка помогут с ними разобраться.
Получить консультацию по открытию расчётного счёта или другим продуктам банка
Оставьте ваш номер
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Рекомендуем почитать
Делобанк стал участником пилотной группы платформы «Знай своего клиента» Банка России
18 октября
Новости
Делобанк стал участником пилотной группы платформы «Знай своего клиента» Банка России
Как вернуть комиссию за платежи по QR-кодам
18 октября
Ликбез
Как вернуть комиссию за платежи по QR-кодам