Оплата по QR-коду – это удобный и выгодный инструмент для бизнеса. Он позволяет не терять выручку, даже если у покупателя нет при себе банковской карты. Кроме того, использование QR-кодов помогает сократить расходы на оборудование. В этой статье мы расскажем о преимуществах и недостатках этого способа оплаты.
А если у вас нет времени читать текст целиком, переходите в пункт «Статья за 30 секунд» — собрали там ключевые тезисы.
Как работает оплата по QR-коду
Оплата через QR-код – это способ безналичного расчёта, который не требует наличия терминала у продавца и банковской карты у покупателя. Вместо этого используется графический код, в котором зашифрованы платёжные данные.
Чтобы произвести оплату, клиент сканирует QR-код с помощью камеры своего телефона и переводит деньги через приложение своего банка. Транзакция осуществляется через Систему быстрых платежей (СБП). Покупатель подтверждает её в мобильном приложении банка, и средства поступают на счёт продавца.
Для покупателя алгоритм оплаты выглядит так:
-
Нужно зайти в приложение банка в раздел QR-платежей (в некоторых смартфонах камеры автоматически считывают QR-коды);
-
Навести камеру на QR-код;
-
При необходимости ввести сумму покупки;
-
Подтвердить оплату.
Часто бизнес использует механизм оплаты по QR-коду дополнительно к эквайрингу.
Какие бывают виды QR-кодов
QR-коды делятся на два типа: статические и динамические. Рассмотрим их более подробно.
Статический. Код формируется один раз и не меняется. В таком коде зашифрованы реквизиты расчётного счёта продавца. При этом способе оплаты покупатель должен не только считать QR-код камерой своего мобильного устройства, но и самостоятельно ввести сумму. А продавец — проконтролировать, что клиент ввёл правильную сумму.
Динамический. Он формируется индивидуально для каждой покупки. Такой QR-код содержит не только реквизиты расчётного счёта продавца, но и сумму оплаты. В отличие от статического, динамический QR-код необходимо генерировать и выводить на терминал или экран смартфона для каждой покупки. Другой вариант — использовать их для онлайн-магазина.
Какие преимущества и недостатки для бизнеса есть у QR-кодов
Использование QR-кодов для оплаты имеет свои плюсы и минусы для бизнеса. Рассмотрим основные.
Преимущества
-
Это удобно для покупателей — даже если человек забудет банковскую карту дома, то всё равно сможет оплатить покупку.
-
Деньги поступают на расчётный счёт продавца моментально.
-
Более низкая комиссия. Если при оплате с помощью обычной банковской карты комиссия за каждый платёж составляет от 2-3%, то при оплате по QR-коду максимальная комиссия равна 0,7%.
Недостатки
-
Если используется статический QR-код, то всегда есть риск того, что покупатель введёт неверную сумму.
-
Нужен интернет. Если покупатель останется без связи и не сможет открыть приложение банка, то у него не получится провести оплату. К тому же телефон может зависнуть, что приведёт к задержке в обслуживании других клиентов.
-
Для ряда клиентов такой способ оплаты может быть не совсем удобным. Причины разные: покупатели не получают кешбэк, обычной картой расплачиваться быстрее, в некоторых банках нельзя расплатиться по QR кредитной картой и т. д.
Как бизнесу подключить оплату по QR-коду
Для этого продавец должен совершить несколько действий:
-
обратиться в банк, который подключён к Системе быстрых платежей, и открыть там расчётный счёт (если его ещё нет);
-
далее необходимо оставить в личном кабинете заявку на подключение СБП;
-
выбрать, как именно будет отображаться QR-код. Его можно генерировать в кассовой программе и выводить на экран либо распечатать.
Также предприниматели могут использовать Fast Payments QR — это универсальный программный интерфейс, который интегрируется через несколько строк API-кода и позволяет компаниям принимать платежи через СБП. Подробнее о технологии можно прочитать в статье «Что такое Fast Payment QR и как он поможет развиваться российским e-commerce и финтех-сервисам».
Какой размер комиссии у этого способа оплаты
Размер комиссии при получении оплаты с помощью QR-кода зависит от того, в какой сфере работает продавец. Сегодня предусмотрено три размера комиссии: 0,2%, 0,4% и 0,7%.
Для кого предусмотрена комиссия 0,2%:
компании, которые работают в сфере ЖКУ.
Для кого предусмотрена комиссия 0,4%:
-
продавцы, которые реализуют повседневные товары, медикаменты, оказывают почтовые, информационные и телекоммуникационные услуги;
-
организации, занимающиеся благотворительной деятельностью;
-
страховые компании;
-
учреждения, предоставляющие образовательные и медицинские услуги;
-
инвестиционные фонды и ПИФы;
-
пенсионные фонды;
-
транспорт;
-
самозанятые.
Для кого предусмотрена комиссия 0,7%:
любые другие категории бизнеса, которые не попадают под категории 0,2% и 0,4%.
Статья за 30 секунд
-
Оплата по QR-коду — это способ безналичных расчётов. Покупатель сканирует специальное изображение, видит детали транзакции на своём смартфоне и оплачивает покупку через банковское приложение.
-
Существует два вида QR-кодов. Статические не меняются и требуют, чтобы покупатель ввёл сумму вручную. Динамические создаются для каждой покупки и включают в себя сумму, которую нужно оплатить.
-
QR-оплата удобна для покупателей. Среди преимуществ для бизнеса: моментальное поступление средств на счёт и низкие комиссии по сравнению с эквайрингом. Среди недостатков способа — риск ввода неверной суммы покупателем и необходимость подключения к интернету.
-
Размер комиссии за оплату по QR-коду варьируется в зависимости от сферы деятельности бизнеса и может составлять от 0,2% до 0,7%.