Практически во всех городах страны за последние несколько лет кардинально изменилась и ужесточилась «ларечная» политика. И теперь каждый муниципалитет решает вопрос о выделении киоска на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. За разработку такой схемы отвечают органы местного самоуправления. Только Москва с ее новой схемой за последние годы сократила количество торговых павильонов почти в три раза.
Как принять решение?
Если вы решили построить свой бизнес на мелкой рознице и задумались: не открыть ли мне свой киоск, то начинать вам придется с изучения нормативно-правовой базы (а ее будет много). И с «инспекции» официального сайта вашего муниципалитета, на котором в обязательном порядке должна быть опубликована схема размещения нестационарных торговых объектов. При ее разработке, кстати, муниципалы пользуются ФЗ-381 «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ» и рядом региональных актов.
Есть крохотный, но шанс, что в этой схеме вы найдете нужную вам адресную точку «нестационарки», которая пока не занята. Если нет, придется попытаться включиться в схему размещения: подать заявку в администрацию муниципалитета с указанием точного места будущего киоска (в идеале с указанием кадастрового номера участка). К заявлению прилагается пакет документов:
— для юридических лиц — устав, свидетельство о госрегистрации;
— для предпринимателей — свидетельство о государственной регистрации ИП;
— свидетельство о взятии на учет в налоговой, справка о выдаче ИНН;
— описание нестационарного торгового объекта.
Этот список документов, скорее всего, окажется неполным — окончательный перечень бумаг нужно уточнить в мэрии, так как местная власть может запросить дополнительную информацию.
Муниципалы думают
Администрация муниципального образования в течение месяца обязана рассмотреть заявку и направить заявителю письменный ответ. И если он отрицательный, то власти должны мотивировать свой отказ. Причин для отклонения заявки может набраться немало: высокая плотность объектов розничной торговли в данном районе; участок земли предназначен для государственных нужд; земля была изъята из оборота; объект не вписывается в правила дорожного движения.
Если мэрия сказала «да», значит, вы счастливчик. Осталось выяснить вопрос: как именно земельный участок достанется вам. Главным образом, приобретение (то бишь аренда) так или иначе возможно путем проведения аукционов, но бывают случаи (они регулируются региональным законодательством), когда земля предоставляется без проведения таковых.
Что дальше
Будущий арендодатель берет на себя затраты по изготовлению архитектурного проекта будущего киоска и проведения кадастровых работ. И еще как-тонадо пережить длительный и нервный процесс окончательного узаконивания.
Придется получить согласование со структурными подразделениями муниципалитета (отделы/департаменты/управления архитектуры, имущественных и земельных отношений, благоустройства), пожарного ведомства, ГИБДД и ресурсоснабжающих компаний.
Чтобы вам было легче разговаривать с чиновниками, лучше заранее изучить основные статьи Земельного кодекса РФ, в котором прописаны правила земельно-арендных отношений. Вот статьи ЗК РФ, которые вам могут помочь:
— ст.5 — описаны участники земельных отношений;
— ст.9 — описаны полномочия РФ в области земельных отношений (в том числе порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд);
— ст. 16 — определено понятия госсобственности на землю;
— ст.19 — определено понятие муниципальной собственности на землю;
— ст. 39.1 — определены основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
— ст. 41 — права арендатора.
Полезным будет изучение Гражданского кодекса РФ, где в ст. 619 указаны возможные причины, по которым договор аренды может быть расторгнут.
В итоге главным документом станет договор аренды, зарегистрированный в Росреестре.
И в заключение пара советов: при составлении концепции размещения «нестационарки» местные власти обычно объясняют, каким именно киоскам они готовы оказывать предпочтение. Приоритетными, как правило, оказываются места для размещения киосков по продаже печатной продукции, мороженого, питьевой воды, сезонных и небольших объектов общепита, павильоны с навесами на остановках общественного транспорта.