Что делать, если в разгар рабочей смены контрольно-кассовое оборудование вышло из строя? Подробная инструкция. Бонусом — как действовать при поломке фискального накопителя.
Если онлайн-касса начала «барахлить», первое, что нужно сделать — отказать покупателю в покупке и прекратить эксплуатацию кассы. Для чего в обязанности кассира входит: выключить сам аппарат и уведомить о поломке руководителя.
Наверняка в этот момент у предпринимателя под рукой не будет инструкций Федеральной налоговой службы и Минфина РФ, в которых описан алгоритм действий во время таких инцидентов.
Первый вариант: данные о покупке отразились в учетной программе, но не были переданы в фискальный накопитель
В приказе ФНС № ММВ-7-20/483 сообщается, что в этом случае сломавшуюся кассу придется вновь включить, чтобы пробить чек коррекции. Такой чек выбивается с признаком расчета «приход» на ту сумму выручки, которая «прошла» мимо фискального накопителя.
После этого в трехдневный срок нужно успеть уведомить налоговую инспекцию о случившемся. В письме сообщается причина неприменения онлайн-кассы (поломка), к посланию приобщаются копии чеков коррекции либо прописываются реквизиты таких чеков. Идти для этого в налоговую совсем не обязательно: информацию можно передать через личный кабинет ККТ (контрольно-кассовой техники).
Если успеть уведомить налоговый орган в указанный срок, то предпринимателя не оштрафуют по статье «неприменение ККТ».
Второй вариант: данные о покупке отражены и в учетной программе, и в фискальном накопителе, но часть чеков в итоге не отправлена оператору фискальных данных
В этом случае предпринимателю придется связываться со своим оператором фискальных данных (ОФД). Задача — извлечь из фискального накопителя перечень чеков, которые не зафиксировал ОФД.
ОФД должен выгрузить из своей базы «зависшие чеки» и передать информацию владельцу кассы. Предприниматель, в свою очередь, переправляет эти данные в налоговую инспекцию. И действует так же, как описано в первом случае: письмо, указание причины простоя онлайн-кассы плюс копии чеков, выгруженных из фискального накопителя.
Если в работе контрольно-кассовой техники возникли перечисленные или иные проблемы, то нужно незамедлительно связаться, помимо налоговой, с изготовителем или продавцом техники.
Если из строя вышел фискальный накопитель, в этом случае без уведомления ФНС также не обойтись. Только это будет заявление о снятии кассы с учета либо ее перерегистрации. Срок подачи такого заявления — не более 5 рабочих дней с момента поломки.
Сломавшийся фискальный накопитель при этом передается на экспертизу изготовителю, что нужно подтвердить актом передачи.
Если изготовитель отказывается от данной процедуры, то ФНС вам в помощь. Ведомство по вашей жалобе может выдать производителю предписание, которое обяжет компанию разобраться — это накопитель бракованный или причина поломки в его некорректном использовании.
Заключение экспертов ответит на вопрос: кто виноват и кто заплатит за экспертизу. Если речь идет о браке, то пользователь ККТ не несет расходов на проведение экспертизы. А вот если завод-производитель оказался не виноват, то владелец онлайн-кассы не только возместит расходы экспертам, но и может быть оштрафован за нарушение порядка применения ККТ либо за неприменение онлайн-кассы.
В любом случае нужно постоянно держать в курсе налоговую инспекцию, передавать туда все, что ОФД сможет извлечь из банка данных. В дальнейшем в налоговом органе будет произведена либо перерегистрация ККТ, либо вышедшую из строя технику снимут с налогового учета.