vk
Баннер новости Мобильный баннер новости

Не делай этого!

3 июл 2019

Первый бизнес — как первая любовь. Никогда не забывается и очень многому учит. Экс-владелец студии танцев Jumping cats Алексей Тартачный делится тем, какие ошибки он совершил, почему через восемь лет решил продать компанию, но так и не смог вернуться к наемной работе и снова открыл свое дело — совсем в другой сфере.


Первые уроки по буги-вуги я начал давать, еще когда учился в вузе. Рассказал друзьям и знакомым, провел открытый урок. Людям понравилось, и все завертелось. Будто бы по сарафанному радио запустили рекламный ролик в прайм-тайм. Сначала приходили друзья, потом друзья друзей, друзья друзей… Для многих стало открытием, что рок-н-ролл можно не только слушать, но и танцевать под него, и тушением окурков дело не ограничивается. Можно танцевать в паре и без, быстро и медленно — это весело и совсем несложно.

И вот я, студент матмеха, уже арендовал зал на несколько часов в неделю. Спустя пару месяцев — переехал в зал лучше и больше, нагрузка выросла до нескольких вечеров в неделю. Я договорился с джаз-клубом EverJazz о проведении танцевальных вечеринок: это классно помогло с продвижением свинговых танцев как таковых и моей студии.

В итоге я стал получать неплохой дополнительный заработок и мог позволить себе ездить на танцевальные фестивали, чтобы «прокачаться» как танцору и преподавателю.

Количество учеников постепенно росло. А однажды на открытый урок записалось больше сотни человек и пришло около 80. Я и представить себе не мог, как это круто, когда десятки человек смотрят на тебя, внимательно слушают, повторяют и получают от этого удовольствие. Огромный спортивный зал, наполненный танцующими людьми почти до отказа. Кайф.

«Ну, сейчас-то дело пойдет», — решил я и подумал было расслабиться. Но арендодатели решили иначе и буквально через несколько дней попросили съехать. К сожалению, это не какой-то исключительный случай: в России договор аренды на несколько часов не гарантирует того, что вас не «попросят» так же, как меня.

Чтобы сохранить то огромное количество людей, которые пришли на открытый урок и были заинтересованы в дальнейшем обучении, мне пришлось экстренно искать новое помещение. Сделать это быстро не удалось. Сначала был вынужденный перерыв в занятиях — и на этом этапе я потерял значительную часть новых учеников. Потом пришлось вести уроки в нескольких залах в разных точках города. В итоге вместо того, чтобы считать прибыль, я подсчитывал, сколько людей (и денег) потерял из-за проблем с помещением.

Итак, ошибка номер 1: брать почасовую аренду. Это как сидеть на пороховой бочке: даже если договор заключен на месяц, вас могут «попросить»в любой момент.

Эта ситуация натолкнула меня на мысль, что для уроков танцев мне нужно собственное помещение или хотя бы зал в долгосрочную аренду, чтобы застраховать себя от подобных ситуаций в будущем.

Я нашел помещение с несколькими залами — подвал офисного здания в самом центре города. Мне пообещали, что дадут арендные каникулы на первые два месяца. Предложение выглядело очень заманчиво. Я просчитал расходы на ремонт и установку вентиляции, продумал PR-кампанию по запуску студии в новом месте. В общем, просчитал, насколько это было возможно, расходы, взял кредит и был готов приступить к ремонту.

В типовом договоре условия арендных каникул не были прописаны. «Но вы не переживайте, платить сразу ничего не придется», — уговаривали меня. Я поверил, а зря. Владелец помещения попросил внести оплату за первый и последний месяц аренды сразу и только после этого готов был предоставить те самые платежные каникулы. В процессе предварительных переговоров об этой схеме не было сказано ни слова. В итоге в первый месяц на аренду я потратил существенную часть средств, предназначенных на ремонт и запуск помещения.

Ошибка номер 2: верить арендодателю на слово. Если вам обещают арендные каникулы или иные преференции, требуйте заранее внести все условия в договор.

Первое время меня очень удивляли двойные стандарты: цены на одни и те же услуги для частных лиц и предпринимателей могли различаться в несколько раз. Это касалось многих сфер. Самый яркий пример — интернет. Когда во всех квартирах интернет стоил 500–700 рублей за 50 Мбит, для юрлиц 2–3 Мбит обходились в 2000 рублей в месяц. А чтобы получить скорость 50 Мбит, нужно было платить около 20 000 рублей в месяц. Сейчас, конечно, ценник на интернет поменялся, но дисбаланс цен остался. Нужно иметь это в виду, когда вы составляете смету.


Ошибка номер 3: ориентироваться на цены услуг для физлиц. Для компаний прайс на интернет, телефонию и другие услуги совсем иной.

Несмотря на все сложности на этапе запуска, студия танцев открылась. Мы начали работать и даже неплохо собирать народ. Помимо уникального танца буги-вуги, я запустил еще несколько более популярных направлений, набрал небольшой штат преподавателей и администраторов. Все это время я днем работал программистом, вечером вел занятия, а ночью сводил кассу, думал над продвижением и рекламой. В таком ритме я прожил примерно два месяца и решил уйти с основной работы, чтобы развивать собственный бизнес.

Близкие восприняли это решение в штыки. Мама считала, что профессия программиста — нормальная работа, которую я зачем-то променял на непонятную судьбу частного предпринимателя с туманными перспективами. Папа просто терпеливо ждал, пока я «наиграюсь» в свой бизнес и вернусь к работе «как у всех». Но «как у всех» не случилось ни через месяц, ни через год, ни через пять. Постепенно студия росла и развивалась. Мы расширяли штат преподавателей, организовывали мастер-классы столичных и даже иностранных преподавателей, сами ездили учиться у именитых танцоров.

Нас начали узнавать, рекомендовать и хвалить. Мы даже получили звезду Flamp как самая клиентоориентированная компания города (в категории «Спорт и развлечения»). Классное было время, хотя и непростое.

Ошибка номер 4: долго совмещать основную работу с собственным бизнесом. Вам все время будет чего-то не хватать: времени, сил, сна.

Одна из самых непростых задач для предпринимателя — это кадровый вопрос, особенно если речь идет о неполном рабочем дне, подработке. Например, администратор. То, как этот человек будет отвечать на звонки, встречать учеников и посетителей, напрямую влияет на приток новых клиентов. А от того, как администратор ведет учет посещаемости и наличных, зависит бухгалтерия, аналитика состояния бизнеса. Это очень важная позиция в студии танцев, но на ней всегда есть текучка. В среднем администратор работает на одном месте всего лишь 4–6 месяцев.

Обычно на такую работу устраиваются девочки-студентки. Набравшись опыта, они легко могут уйти туда, где больше платят, уехать к родителям на каникулы или решить работать по специальности.

Еще на моменте запуска бизнеса я понимал, что для снижения текучки среди администраторов им нужно платить не ниже рынка и иметь готовый план быстрого обучения новых сотрудников.

Есть сложные моменты и в работе с преподавательским составом: всегда нужно быть готовым, что преподаватель уйдет. Но самое обидное, что он заберет с собой учеников. Ты тратил время, силы, деньги на продвижение танцевального направления, на набор новой группы, а человек может просто взять и уйти. У меня был такой случай, и не один.

Я часто задавал себе вопрос: чем удержать людей? И все чаще понимал, что это не деньги. По крайней мере, не в первую очередь деньги. В моей студии очень многое было завязано на внутреннюю атмосферу. Ученики и преподаватели всегда говорили, что у нас по-домашнему уютно, что студия —не просто студия, а семья.

Ошибка номер 5: верить в то, что сотрудники всегда будут с тобой. Люди будут уходить. Будут уводить за собой клиентов. Не думаю, что стоит перестать верить в людей вовсе, но план Б на случай форс-мажора иметь нужно.

Постепенно студия набирала обороты и популярность. Когда мы отмечали седьмой день рождения школы танцев, у нас было более 20 преподавателей и более 25 направлений! Мы переехали в большое помещение с четырьмя залами и просторным чилаутом. Каждый день, включая выходные, во всех залах проходили занятия. Но при этом не было той прибыли, которую хотелось бы получать от бизнеса. Основная проблема состояла в том, что танцевальная загрузка на 90% приходилась на вечернее время, а весь день залы пустовали. Это типичная беда всех студий танцев.

Я сразу понимал, что необходим сильный партнер на дневное время: школа развития, детская студия танцев, да хоть коворкинг. Но партнера мы найти так и не смогли.

Ошибка номер 6: не обеспечить сбалансированную загрузку помещения в течение дня. Если ваш бизнес завязан на вечернее время (как танцы, например), ищите себе партнера на день. Иначе выжить будет очень сложно.

За время, пока я развивал свой бизнес, очень сильно изменилась и моя личная жизнь. Я встретил свою вторую половину (тоже, кстати, благодаря танцам). Мы поженились, а через несколько лет у нас родился сын. И в этот момент я осознал, как много времени провожу на работе.

У всех обычных людей вечернее время предназначено для семьи и отдыха. У меня же в это время была работа. Много работы! Сначала танцевальные уроки, затем ежедневная проверка отчетов администраторов, задачи на следующий день, пересчет кассы «на десерт». Надо ли говорить, что жену и ребенка я чаще всего видел спящими. Но хотел, чтобы было по-другому. Я хотел видеть, как растет мой ребенок, проводить время с женой, хотел позволить себе уехать в отпуск и не быть ежеминутно на связи — купаться в море, а не проверять отчеты администраторов, ужинать в ресторане, а не следить за запуском рекламы новых наборов на танцы.

Ошибка номер 7: «забивать» на семью. Кажется, что если жить на работе, то бизнесу будет лучше. Но это иллюзия. Лучше не будет — ни бизнесу, ни вам, ни семье.

В какой-то момент накопилась усталость, а работа перестала приносить удовольствие. И я решил, что лучше продать студию тому, кто будет с новыми силами вкладываться в ее развитие, а не тянуть лямку из последних сил, как было у меня в последние годы.

Перед продажей я практически перестал вести занятия сам, в пиаре переключил фокус на преподавателей и направления, сам почти не светился. Студия танцев должна была восприниматься сама по себе, а не как мое детище.

Кроме того, я изначально пытался автоматизировать все рабочие процессы. По образованию и первой профессии я разработчик, поэтому мне очень импонировала идея о том, что идеальный бизнес — это «коробочный» продукт, который спокойно может работать без участия владельца. Но как же это оказалось сложно: вычесть себя из оперативного управления!

Ошибка номер 8: завязывать все процессы в бизнесе на себя. Это «сжирает» ваши силы и время, не дает сосредоточиться на развитии и мешает в случае продажи компании.

Продать работающий, пусть и не суперприбыльный бизнес, оказалось непросто. С момента решения о продаже до фактической сделки прошло три года. Все это время я продолжал активно участвовать в жизни студии: развивал новые направления, проводил мероприятия, оптимизировал административные процессы. Но делал все уже не для себя. Это как отношения со взрослеющим ребенком. Ты его по-прежнему любишь, ценишь и заботишься о нем, но приходит момент, когда его нужно отпустить.

Жалел ли я, что продал свой бизнес? Нет. Это был отличный опыт, но открыть еще одну школу танцев мне совсем не хочется. Сейчас я вновь вернулся в преподавание буги-вуги. Теперь это только хобби, занятие для души и отличная физическая нагрузка, не более того. Когда ты превращаешь хобби в бизнес, очень легко дойти до сильного эмоционального выгорания. У меня был момент, когда я практически перестал танцевать вне занятий, перестал ходить на вечеринки и опен-эйры. Мне потребовалось достаточно много времени, чтобы вновь начать относиться к буги-вуги как к удовольствию, а не как к работе.

После продажи своего первого бизнеса я стал заниматься продвижением в социальных сетях. Будучи руководителем студии, я изучил эту сферу, вник в особенности работы. Меня так увлекла эта тема, что я прошел обучение и стал работать в этой области, создав собственную SMM-команду. Мы активно участвуем в продвижении самых разных проектов, в том числе музыкальных. Сейчас, например, работаем над продвижением фестивалей «Ночь музыки» и «Старый Новый Рок на Волне».

Я кайфую от того, что у меня есть увлечение — танцы, есть свое дело, есть время и силы на семью. Это, наверное, и есть счастье.


Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
25 июля
Ликбез
Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса
22 июля
Ликбез
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса

Откройте расчетный счет за 10 минут

или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных