Первый бизнес — как первая любовь. Никогда не забывается и очень многому учит. Экс-владелец студии танцев Jumping cats Алексей Тартачный делится тем, какие ошибки он совершил, почему через восемь лет решил продать компанию, но так и не смог вернуться к наемной работе и снова открыл свое дело — совсем в другой сфере.
Первые уроки по буги-вуги я начал давать, еще когда учился в вузе. Рассказал друзьям и знакомым, провел открытый урок. Людям понравилось, и все завертелось. Будто бы по сарафанному радио запустили рекламный ролик в прайм-тайм. Сначала приходили друзья, потом друзья друзей, друзья друзей… Для многих стало открытием, что рок-н-ролл можно не только слушать, но и танцевать под него, и тушением окурков дело не ограничивается. Можно танцевать в паре и без, быстро и медленно — это весело и совсем несложно.
И вот я, студент матмеха, уже арендовал зал на несколько часов в неделю. Спустя пару месяцев — переехал в зал лучше и больше, нагрузка выросла до нескольких вечеров в неделю. Я договорился с джаз-клубом EverJazz о проведении танцевальных вечеринок: это классно помогло с продвижением свинговых танцев как таковых и моей студии.
В итоге я стал получать неплохой дополнительный заработок и мог позволить себе ездить на танцевальные фестивали, чтобы «прокачаться» как танцору и преподавателю.
Количество учеников постепенно росло. А однажды на открытый урок записалось больше сотни человек и пришло около 80. Я и представить себе не мог, как это круто, когда десятки человек смотрят на тебя, внимательно слушают, повторяют и получают от этого удовольствие. Огромный спортивный зал, наполненный танцующими людьми почти до отказа. Кайф.
«Ну, сейчас-то дело пойдет», — решил я и подумал было расслабиться. Но арендодатели решили иначе и буквально через несколько дней попросили съехать. К сожалению, это не какой-то исключительный случай: в России договор аренды на несколько часов не гарантирует того, что вас не «попросят» так же, как меня.
Чтобы сохранить то огромное количество людей, которые пришли на открытый урок и были заинтересованы в дальнейшем обучении, мне пришлось экстренно искать новое помещение. Сделать это быстро не удалось. Сначала был вынужденный перерыв в занятиях — и на этом этапе я потерял значительную часть новых учеников. Потом пришлось вести уроки в нескольких залах в разных точках города. В итоге вместо того, чтобы считать прибыль, я подсчитывал, сколько людей (и денег) потерял из-за проблем с помещением.
Итак, ошибка номер 1: брать почасовую аренду. Это как сидеть на пороховой бочке: даже если договор заключен на месяц, вас могут «попросить»в любой момент.
Эта ситуация натолкнула меня на мысль, что для уроков танцев мне нужно собственное помещение или хотя бы зал в долгосрочную аренду, чтобы застраховать себя от подобных ситуаций в будущем.
Я нашел помещение с несколькими залами — подвал офисного здания в самом центре города. Мне пообещали, что дадут арендные каникулы на первые два месяца. Предложение выглядело очень заманчиво. Я просчитал расходы на ремонт и установку вентиляции, продумал PR-кампанию по запуску студии в новом месте. В общем, просчитал, насколько это было возможно, расходы, взял кредит и был готов приступить к ремонту.
В типовом договоре условия арендных каникул не были прописаны. «Но вы не переживайте, платить сразу ничего не придется», — уговаривали меня. Я поверил, а зря. Владелец помещения попросил внести оплату за первый и последний месяц аренды сразу и только после этого готов был предоставить те самые платежные каникулы. В процессе предварительных переговоров об этой схеме не было сказано ни слова. В итоге в первый месяц на аренду я потратил существенную часть средств, предназначенных на ремонт и запуск помещения.
Ошибка номер 2: верить арендодателю на слово. Если вам обещают арендные каникулы или иные преференции, требуйте заранее внести все условия в договор.
Первое время меня очень удивляли двойные стандарты: цены на одни и те же услуги для частных лиц и предпринимателей могли различаться в несколько раз. Это касалось многих сфер. Самый яркий пример — интернет. Когда во всех квартирах интернет стоил 500–700 рублей за 50 Мбит, для юрлиц 2–3 Мбит обходились в 2000 рублей в месяц. А чтобы получить скорость 50 Мбит, нужно было платить около 20 000 рублей в месяц. Сейчас, конечно, ценник на интернет поменялся, но дисбаланс цен остался. Нужно иметь это в виду, когда вы составляете смету.
Ошибка номер 3: ориентироваться на цены услуг для физлиц. Для компаний прайс на интернет, телефонию и другие услуги совсем иной.
Несмотря на все сложности на этапе запуска, студия танцев открылась. Мы начали работать и даже неплохо собирать народ. Помимо уникального танца буги-вуги, я запустил еще несколько более популярных направлений, набрал небольшой штат преподавателей и администраторов. Все это время я днем работал программистом, вечером вел занятия, а ночью сводил кассу, думал над продвижением и рекламой. В таком ритме я прожил примерно два месяца и решил уйти с основной работы, чтобы развивать собственный бизнес.
Близкие восприняли это решение в штыки. Мама считала, что профессия программиста — нормальная работа, которую я зачем-то променял на непонятную судьбу частного предпринимателя с туманными перспективами. Папа просто терпеливо ждал, пока я «наиграюсь» в свой бизнес и вернусь к работе «как у всех». Но «как у всех» не случилось ни через месяц, ни через год, ни через пять. Постепенно студия росла и развивалась. Мы расширяли штат преподавателей, организовывали мастер-классы столичных и даже иностранных преподавателей, сами ездили учиться у именитых танцоров.
Нас начали узнавать, рекомендовать и хвалить. Мы даже получили звезду Flamp как самая клиентоориентированная компания города (в категории «Спорт и развлечения»). Классное было время, хотя и непростое.
Ошибка номер 4: долго совмещать основную работу с собственным бизнесом. Вам все время будет чего-то не хватать: времени, сил, сна.
Одна из самых непростых задач для предпринимателя — это кадровый вопрос, особенно если речь идет о неполном рабочем дне, подработке. Например, администратор. То, как этот человек будет отвечать на звонки, встречать учеников и посетителей, напрямую влияет на приток новых клиентов. А от того, как администратор ведет учет посещаемости и наличных, зависит бухгалтерия, аналитика состояния бизнеса. Это очень важная позиция в студии танцев, но на ней всегда есть текучка. В среднем администратор работает на одном месте всего лишь 4–6 месяцев.
Обычно на такую работу устраиваются девочки-студентки. Набравшись опыта, они легко могут уйти туда, где больше платят, уехать к родителям на каникулы или решить работать по специальности.
Еще на моменте запуска бизнеса я понимал, что для снижения текучки среди администраторов им нужно платить не ниже рынка и иметь готовый план быстрого обучения новых сотрудников.
Есть сложные моменты и в работе с преподавательским составом: всегда нужно быть готовым, что преподаватель уйдет. Но самое обидное, что он заберет с собой учеников. Ты тратил время, силы, деньги на продвижение танцевального направления, на набор новой группы, а человек может просто взять и уйти. У меня был такой случай, и не один.
Я часто задавал себе вопрос: чем удержать людей? И все чаще понимал, что это не деньги. По крайней мере, не в первую очередь деньги. В моей студии очень многое было завязано на внутреннюю атмосферу. Ученики и преподаватели всегда говорили, что у нас по-домашнему уютно, что студия —не просто студия, а семья.
Ошибка номер 5: верить в то, что сотрудники всегда будут с тобой. Люди будут уходить. Будут уводить за собой клиентов. Не думаю, что стоит перестать верить в людей вовсе, но план Б на случай форс-мажора иметь нужно.
Постепенно студия набирала обороты и популярность. Когда мы отмечали седьмой день рождения школы танцев, у нас было более 20 преподавателей и более 25 направлений! Мы переехали в большое помещение с четырьмя залами и просторным чилаутом. Каждый день, включая выходные, во всех залах проходили занятия. Но при этом не было той прибыли, которую хотелось бы получать от бизнеса. Основная проблема состояла в том, что танцевальная загрузка на 90% приходилась на вечернее время, а весь день залы пустовали. Это типичная беда всех студий танцев.
Я сразу понимал, что необходим сильный партнер на дневное время: школа развития, детская студия танцев, да хоть коворкинг. Но партнера мы найти так и не смогли.
Ошибка номер 6: не обеспечить сбалансированную загрузку помещения в течение дня. Если ваш бизнес завязан на вечернее время (как танцы, например), ищите себе партнера на день. Иначе выжить будет очень сложно.
За время, пока я развивал свой бизнес, очень сильно изменилась и моя личная жизнь. Я встретил свою вторую половину (тоже, кстати, благодаря танцам). Мы поженились, а через несколько лет у нас родился сын. И в этот момент я осознал, как много времени провожу на работе.
У всех обычных людей вечернее время предназначено для семьи и отдыха. У меня же в это время была работа. Много работы! Сначала танцевальные уроки, затем ежедневная проверка отчетов администраторов, задачи на следующий день, пересчет кассы «на десерт». Надо ли говорить, что жену и ребенка я чаще всего видел спящими. Но хотел, чтобы было по-другому. Я хотел видеть, как растет мой ребенок, проводить время с женой, хотел позволить себе уехать в отпуск и не быть ежеминутно на связи — купаться в море, а не проверять отчеты администраторов, ужинать в ресторане, а не следить за запуском рекламы новых наборов на танцы.
Ошибка номер 7: «забивать» на семью. Кажется, что если жить на работе, то бизнесу будет лучше. Но это иллюзия. Лучше не будет — ни бизнесу, ни вам, ни семье.
В какой-то момент накопилась усталость, а работа перестала приносить удовольствие. И я решил, что лучше продать студию тому, кто будет с новыми силами вкладываться в ее развитие, а не тянуть лямку из последних сил, как было у меня в последние годы.
Перед продажей я практически перестал вести занятия сам, в пиаре переключил фокус на преподавателей и направления, сам почти не светился. Студия танцев должна была восприниматься сама по себе, а не как мое детище.
Кроме того, я изначально пытался автоматизировать все рабочие процессы. По образованию и первой профессии я разработчик, поэтому мне очень импонировала идея о том, что идеальный бизнес — это «коробочный» продукт, который спокойно может работать без участия владельца. Но как же это оказалось сложно: вычесть себя из оперативного управления!
Ошибка номер 8: завязывать все процессы в бизнесе на себя. Это «сжирает» ваши силы и время, не дает сосредоточиться на развитии и мешает в случае продажи компании.
Продать работающий, пусть и не суперприбыльный бизнес, оказалось непросто. С момента решения о продаже до фактической сделки прошло три года. Все это время я продолжал активно участвовать в жизни студии: развивал новые направления, проводил мероприятия, оптимизировал административные процессы. Но делал все уже не для себя. Это как отношения со взрослеющим ребенком. Ты его по-прежнему любишь, ценишь и заботишься о нем, но приходит момент, когда его нужно отпустить.
Жалел ли я, что продал свой бизнес? Нет. Это был отличный опыт, но открыть еще одну школу танцев мне совсем не хочется. Сейчас я вновь вернулся в преподавание буги-вуги. Теперь это только хобби, занятие для души и отличная физическая нагрузка, не более того. Когда ты превращаешь хобби в бизнес, очень легко дойти до сильного эмоционального выгорания. У меня был момент, когда я практически перестал танцевать вне занятий, перестал ходить на вечеринки и опен-эйры. Мне потребовалось достаточно много времени, чтобы вновь начать относиться к буги-вуги как к удовольствию, а не как к работе.
После продажи своего первого бизнеса я стал заниматься продвижением в социальных сетях. Будучи руководителем студии, я изучил эту сферу, вник в особенности работы. Меня так увлекла эта тема, что я прошел обучение и стал работать в этой области, создав собственную SMM-команду. Мы активно участвуем в продвижении самых разных проектов, в том числе музыкальных. Сейчас, например, работаем над продвижением фестивалей «Ночь музыки» и «Старый Новый Рок на Волне».
Я кайфую от того, что у меня есть увлечение — танцы, есть свое дело, есть время и силы на семью. Это, наверное, и есть счастье.