Баннер новости Мобильный баннер новости

«Мы хотели научить Мытищи пить хороший кофе»

30 июл 2020
Виктор Елкин
Виктор Елкин
поговорил с владельцем кафе
Как история кофейни из подмосковных Мытищ отражает боль всех предпринимателей, столкнувшихся с коронавирусом в России

Кафе «Кофеус»

«Научить Мытищи пить хороший кофе». Именно с такой амбициозной задачей открывалась четыре года назад подмосковная кофейня «Кофеус». Когда цель более-менее оказалась достигнута, в планы бизнеса вмешалась пандемия коронавируса, перевернувшая с ног на голову не только создание «культурного места», но и жизнь основательницы кофейни Юлии Крохиновой. 

Нашему журналу Юлия рассказала историю создания кофейни, поделилась лайфхаками по преодолению кризисов и ведению бизнеса, а также рассказала, что будет дальше с её кофейней после снятия «коронавирусных» ограничений.

Часть 1. Зёрна


В кафе закупили хорошее, дорогое оборудование


Обычно одноклассники спустя годы после выпуска из школы пишут вам с целью занять денег. У Юлии Крохиновой другой случай. Товарищ по школе Роман, наоборот, предложил ей заняться бизнесом и разбогатеть. 

Запуститься предлагалось в кофейном бизнесе и Юля, имея за плечами опыт в маркетинге и банковском секторе, согласилась. Правда, в кофе не разбиралась совсем. 

«Я могла «3 в 1» тогда пить с кипятком и считать его нормальным, но решила, что хочу в этом деле прокачаться, а раз я всю жизнь работаю с людьми, значит всё получится», — думала она тогда. 

В кофейню на старте было вложено около 6 млн рублей. 16 января 2016 года «Кофеус» открыл свои двери в подмосковных Мытищах, где в то время местные жители могли заказывать кофе только в ресторанах, а на вынос брать из KFC. Юлия и Роман со своим капучино за 200 рублей вызывали скорее недоумение, чем интерес. Не прошло и полугода, как компаньон Юлии ретировался, поняв, что делать бизнес как в кино не получится. 

«Первые полгода мы бегали, как рысь, ужаленная в задницу», — вспоминает Юлия. Приходилось делать всё самому: и товар заказывать и напитки готовить. «Рома просто однажды мне сказал: я выхожу из игры, хочешь —  выкупай, цена вопроса —  миллион. Я сказала да». 

Дальше стандартная история для предпринимателя в России: помощь мамы, кредит в Банке и возникшее ощущение собственной значимости вперемешку со страхом будущего, который Юля решила побороть более сильным желанием: во что бы то ни стало сделать кофейню как в Европе. Гости в таком заведении знают баристу, а он знает какой сорт они любят пить по вторникам. 

«У нас была задумка: стать первой кофейней с хорошим кофе в Московской области. По формату мы ориентировались на «Шоколадницу», но хотели использовать только 100% арабику и кофе собственной обжарки, чуть позже добавив к этому десерты», — объясняет предприниматель.

Став главной в своем деле, Юлия Крохинова не пьёт кофе практически нигде, кроме своей кофейни. И это не снобизм. Это любовь.


Часть 2. Глоток

Интерьер «Кофеус» — самый стильный в Мытищах

У «Кофеус» есть теплый инстаграм. В нем фотографии интерьера кофейни удачно сочетаются с лицами счастливых бариста и гостей с собаками. При первом взгляде сразу читается – это совсем небольшое место, но здесь работают с душой. «Мы сделали маленькую кофейную революцию. Но далась она нам нелегко», — подтверждает Юля. 

На перелом привычек жителей Мытищ ушло немало времени. Люди не понимали высокие цены и хотели вместе с кофе еще и поесть суп. И хотя эксперименты с едой и сезонным меню «Кофеус» проводил, они не увенчались успехом. «Мы поняли, что мы все-таки кофейня и приоритет для нас – кофе». 

Спустя год Юля начала нанимать людей и делегировать полномочия, немного разгрузив себя для более стратегических задач развития бизнеса. Сама себя Юля называет себя контрол-фриком и уверена, что без такой черты в характере нельзя вообще быть предпринимателем.

«Люди очень сильно кайфуют от того, что ты делаешь с горящими глазами. Каждый бизнесмен должен делать свое дело, выкладываясь на полную и питаясь энергией людей, которые к нему приходит», — уверена владелица.

Постепенно аудитория, благодаря сарафанной рекламе и желаниям нескольких людей пить «раф как в Москве», начала расти. Люди, которые могли нахамить, сменились теми, кто сидел за столиком и читали книгу. Бариста в свою очередь к таким гостям мог подсесть и поболтать. Если, конечно, у него не было работы.

«Делай хорошо и на совесть, хреново получится само собой», — с таким девизом работала Юля ровно до марта 2020 года. 


Часть 3. Вкус


Такое объявление висело на двери «Кофеуса» во время карантина

16 января «Кофеус» отпраздновал 4 года. Параллельно с днем рождения первого проекта, Юлия с мужем запустили второй бизнес – лаунж-бар, в которых было вложено почти 3 млн рублей. Открытие было запланировано на 16 марта, за десять дней до неожиданного локдауна. 

«Я реагировала на коронавирус со скепсисом: смотрела фильмы Антона Красовского, где вроде как умные дядьки из медицинской среды говорили, что ничего страшного не будет. Вышло всё, как мы знаем, совсем иначе», — с досадой рассказывает Юля. 

Когда стало понятно кто виноват, встал второй извечный русский вопрос: что делать?

Организовать доставку? Первый и самый логичный шанс остаться на плаву. Однако, для малого кофейного бизнеса такой вариант оказался грабительским. «Яндекс.Еда и Delivery Club берут комиссию в 30 процентов. А это наша продуктовая себестоимость и, если мы докидываем сверху еще столько же агрегаторам доставки, – мы остаемся ни с чем», — объясняет она. 

Кроме того, у кофе очень маленький срок годности. 30 секунд хранится эспрессо, 15 минут держится капучино, а курьеру еще нужно тоже заплатить, даже если он не работает на гигантов доставочного бизнеса. 

Как и многие предприниматели в стране, Юля надеялась на помощь от государства, но, когда увидела список тех, кто больше всего по мнению властей «нуждается», с надеждой пришлось попрощаться. «Странно, что вы помогаете не Насте Татуловой и кафе «Андерсон», а Бургер Кингу с Макдональдс». Понятно, индивидуальный предприниматель для банка – это риск, для государства — просто очередной игрок на рынке, на которого в общем-то по барабану», — сетует Юля.

Выходом для «Кофеус» стал переход к работе на вынос, которая хоть как-то помогла закрыть обязательства по аренде и поставщикам кофе. И, самое главное, выплачивать зарплату команде. 

«Если в апреле прошлого года мы заработали 600 тысяч, то в этом еле 200. У нас было 1200 клиентов, а стало 300. Наверное, мне было бы проще закрыть дверь и сказать, что мы сейчас не работаем. Но я просто не могла кинуть своих же людей» 

Когда власти объявили меру поддержки в виде безвозмездной финансовой помощи бизнесу в размере 12 130 рублей на каждого сотрудника, Юлия обрадовалась хотя бы этому. «Это всё здорово и правда — спасибо. Но лучше было бы дать всем нам отсрочку на те платежи, которые банк все равно бы получил в итоге».

Сведя концы с концами, у владелицы кофейни остались те же вопросы: как работать дальше?


Часть 4. Послевкусие


Юлия Крохинова в своём кафе «Кофеус»


Ответы пришли самостоятельно в буквальном смысле. Постоянные клиенты, которые забегали на чашку кофе утром, теперь брали его с собой. Да, их стало меньше, но именно они оказались той необходимой силой для продолжения дела. «Господи, спасибо, что вы есть. Вы единственная отдушина в глобальном трэше, который происходит» — большая часть отзывов клиентов сводился именно к такой мысли. 

«Очень пафосно сейчас скажу, но для них наш кофе это вкус спокойной жизни. В новых условиях люди всё так же садились в транспорт, ехали на работу и капучино в привычном стаканчике был для них небольшим, но всё же поводом для радости», — делится Юлия. 

Теперь, когда ситуация стихла и заведения Московской области готовы к открытию, Юлия думает о том, как соблюдать нынешние требования Роспотребнадзора для кафе. Помогают ли они работать по-новому? Нет. Звучит ли это абсурдно? Да.

«Они стали строже и еще безумнее. Например, сказано, что нельзя гостей принимать с насморком. У меня у самой хронический насморк! Они сказали, что кошмарить никого не будут, но я-то знаю, как многие магазины остались со штрафом за отсутствие разметки социальной дистанции», — говорит предприниматель. 

Тем не менее, желание готовить хороший кофе и радовать оказывается сильнее любых норм и запретов. Чтобы снова вернуться в дело у Юлии есть всё. Любимое дело и любимая команда, которая, как выяснилось, поддержит даже во время самых серьезных потрясений. 

«Сначала кофе, а потом бар! Отвоевав у коронавируса бизнес, необходимо теперь вернуть и нашу жизнь. Над этим и будем работать», — с оптимизмом говорит Юля.


Оставьте ваш контакт, мы предложим кое-что интересное
Спасибо
за участие в опросе!
Это было важно для нас.
Дебетовая или кредитная: выбираем бизнес-карту
21 октября
Ликбез
Дебетовая или кредитная: выбираем бизнес-карту
Делобанк стал участником пилотной группы платформы «Знай своего клиента» Банка России
18 октября
Новости
Делобанк стал участником пилотной группы платформы «Знай своего клиента» Банка России
Получить консультацию по открытию расчётного счёта или другим продуктам банка
Оставьте ваш номер
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных