STOP COVID-19: Всё о поддержке бизнеса

Как создать бизнес за выходные

Как создать бизнес за выходные
13.09.2019

Маркетолог Евгений Продажный имеет солидный опыт создания небольших бизнесов: больше десятка. Если мыслить рационально, то ничего сложного в том, чтобы открыть свое дело, нет, — утверждает он. И приводит в пример ситуацию, когда создал бизнес на спор — за выходные.

— Несколько лет назад мы с друзьями поспорили, что я смогу за короткое время с нуля открыть интернет-магазин. Спор даже не подразумевал каких-то серьезных ставок — так, «на шоколадку».

Я решил создать интернет-магазин по продаже велосипедов. Почитал интернет, проанализировал тренды, выбрал подходящую марку — Stels. Судя по отзывам, она уже имела очень хорошую репутацию, но впереди у нее, как мне показалось, были еще более светлые перспективы.

Создал сайт сам, на конструкторе, — понятно, что особых вложений мне не понадобилось. Нашел, опять же в интернете, официальных представителей бренда, выбрал модели, которые мне больше всего понравились по внешнему виду и техническим характеристикам. Придумал новому бизнесу броское и легко запоминавшееся имя — «Велик66» и сразу же зарегистрировал на него домен.

Всё это случилось в выходные, а уже утром в понедельник я позвонил представителям марки и сообщил, что продаю в своем городе их велосипеды, поэтому не могли бы они дать мне контакты самых крупных поставщиков товара.

На другом конце провода очень удивились, но мы пришли к согласию, и контакты я получил.  В районе обеда в тот же день я провел уже три встречи с поставщиками и договорился об очень комфортных условиях покупки.

Довольно быстро я решил и все логистические вопросы. В Екатеринбурге уже тогда присутствовало большое количество транспортных компаний, и я договорился со СДЭК. Но проблема состояла в том, что они могли доставлять товар покупателю только на следующий день. А погода на Урале непредсказуемая, поэтому и решение купить велик часто принимается спонтанно: пока сухо и солнце светит. Когда зарядит дождь и всё вокруг станет мокрым, покупатель может и передумать. Поэтому договорились еще и со службой такси — чтобы доставлять велосипеды в день покупки автомобилями-универсалами. А некоторым клиентам и вовсе привозили велики прямо в парк, на дорожки — уже в полной сборке и с накачанными колесами. Чтобы человек сразу сел и поехал. Бывает, заказывали велосипеды сразу с разными дополнениями — с багажником, с креплениями для бутылки с водой.

Не возникло вопросов и с колл-центром. Вообще-то у нас вся информация присутствовала на сайте — и покупку можно было произвести прямо на нем, не отходя от интернета. Но для тех, кто любит обсуждать всё по телефону, мы предоставили услугу колл-центра. Для этого обратились к аутсорсерам, вручив им шаблонные скрипты: в них содержались все (весьма банальные) вопросы, которые мог задать потенциальный покупатель, не желавший читать эти же сведения на сайте.  Их было легко отразить в скриптах.

На тот момент сильной конкуренции в области интернет-торговли велосипедами не наблюдалось, поэтому и настройка Яндекс-Директа в авторежиме оказалась простой. Также мы взяли на вооружение SEO-оптимизацию — и регистрацию в максимальном количестве каталогов и справочников по велосипедной теме.

И знаете, за три года, пока работал магазин, не случилось ни одного возврата! Почему? Потому что был хорошо настроен контроль качества, он проводился в три этапа. Сначала сборщик велосипедов составлял подробный чек-лист, отмечал галочками, что все собрано, накачано и смазано. Затем товар в собранном видел проверял курьер — понятно, что здесь проверка была довольно поверхностной. И наконец, следовала передача покупателю с обязательным актом приема-передача товара, где имелся свой чек-лист. Здесь уже проверял все сам покупатель, а если он задавал вопросы курьеру, у того тоже имелся на этот случай определенный скрипт. Кроме того, курьер обязательно рассказывал покупателю, какие особенности у этой марки и конкретной модели, как ее обслуживать, как за ней ухаживать. 

Сегодня, имея серьезный опыт по созданию бизнесов в разных сферах деятельности (это и услуги, и товары), я могу посоветовать свежим предпринимателям прежде всего тщательно просчитывать емкость рынка. Если на сегодняшний день она маленькая, смысла заниматься бизнесом нет.

Вообще, надо отличать, на мой взгляд, предпринимателя и бизнесмена. Предприниматель — это человек, который работает больше ради самой работы, ради процесса, он его увлекает сам по себе. Его личный доход — как заработок — не будет составлять более 300 000 рублей в месяц «чистыми».  А вот бизнесмен делегирует свои функции сотрудникам и способен масштабировать бизнес.

Хотя надо понимать, что в любом случае никому, кроме собственника, его бизнес не нужен. Люди, участвующие в нем, работают по своей личной мотивации, и деньги здесь далеко не всегда на первом месте. Проводились не раз такие опросы: деньги вообще занимают, как мотиватор, где-то 6-е место! Всегда помните об этом, когда речь идет о любой вашей команде. Да и сами об этом помните: если у вас не ваша, а навязанная извне мотивация — вроде тех же денег — сомневаюсь, что ваше дело будет иметь перспективу для развития. Надо любить то, чем занимаетесь.

А свой бизнес, со всеми структурами и схемами, я через некоторое время удачно продал — ребятам, которые искренне хотели заниматься велосипедной темой. Им оставалось только зарегистрировать юрлицо и открыть счет, что они и сделали в ДелоБанке. И начали работать легко и быстро.