Бизнес на национальном колорите успешен во всём мире. Но так ли перспективно начинать свое дело именно на основе идеи самоопределения?
Социологи из Новосибирска Дарья Юськова и Ольга Ечевская запустили бренд одежды и сувениров Holy Siberia для «диванных сибиряков», тоскующих по родине в разных городах и странах. Они рассказали о том, почему выпускать продукцию сериями – это лучшая стратегия, в чем сила мультифоры (и что это вообще такое), а также сколько готовы платить за уникальные сувениры москвичи и жители регионов.
«Люди произошли от обезьяны, а сибиряки от медведя»
История Holy Siberia совпадает с тем днем, когда на улицах Новосибирска и в некоторых городах страны проходила Монстрация. Это такое безобидное шуточное шествие с остроумными плакатами. Дарья жалела, что не могла принять в этой акции участие, потому что жила на тот момент в Петербурге, но поняла, какой плакат хотела бы на ней пронести.
«Многие истории брендов начинаются с какой-нибудь травмы. Я же оказалась одна в незнакомом городе и неожиданно задала вопрос: а кто я такая? Ответ пришел сразу — я сибирячка в Петербурге. А что такое Сибирь? Конечно медведи! Поэтому первый эскиз я нарисовала за 20 минут, и он стал отправной точкой в создании нас как бренда», — рассказывает Дарья.
- Социологический комментарий
Идентичность с научной точки зрения появляется тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то непохожим на нас и через это ощущением осознаем свои отличия. Переезды и миграция всегда создают для этого отличный контекст, когда мы говорим «ух, а как бывает-то!».
Идентичность помогает справиться с непредсказуемостью мира. Она дает понимание себя и своей цельности, что позволяет с большим комфортом проходить процесс адаптации ко всему новому.
Кандидат социологических наук доцент кафедры общей социологии Новосибирского государственного университета (НГУ) Ольга Ечевская
В поддержку медведя выступал и мощный фольклорный бэкграунд. Изучая тему Сибири, Дарья нашла старую сказку про сотворение человека, написанную с сибирской точки зрения. Краткое содержание: был у Бога сын — медведь. Ему захотелось спуститься с неба посмотреть, как и что там на земле. Но медведь был неуклюж и застрял на дереве. Дальше часть, которую лучше не рассказывать на ночь детям: выбраться медведь не смог, начал гнить и из его личинок, упавших на землю, появились люди: сибиряки.
Нарисованный медведь обрел физическое обличие в виде плаката на Монстрации, который гордо несла новосибирская подруга Дарьи по университету — Ольга Ечевская. Она как раз писала работу о сибирской идентичности и с радостью стала амбассадором того, что пока не было брендом, но уже готовилось им стать.
«После акции пара близких друзей захотели носить медведя у себя на груди и были готовы сколько-то мне за это заплатить. И я решила, а почему нет? Начала углубляться в тему печати на вещах и в итоге сделала первую партию в одной маленькой Петербургской студии. Футболок нужно было 5, но минимальный пошив был 15 - с этого “остатка” и началась “коммерция” и работа по “продвижению”. Я подарила первую футболку Ольге, а дальше - как в тумане, десяток разошелся по ее друзьям и знакомым, жившим и за пределами СФО», — вспоминает Дарья.
«Мы поняли, что Сибирь — это земля людей-кочевников. Люди, которые уехали из Сибири все равно могут сказать, что они сибиряки и в любом разговоре получат поддержку. Так пришло важное понимание, что Сибирь не место на карте. Сибирь — это мы. На этой идее и было решено дальше работать».
Решили ориентироваться на «диванных» сибиряков с высшим образованием
Интеллектуальный базис помог Holy Siberia сразу отрезать свой кусок аудитории от конкурентов. На похожую тему работали I am Siberian (о них будет наша другая статья), но больше ориентировались на сибирский дух и характер, а также бренд «Тайга», чьи идеи крутились вокруг приключений и отдыха на природе.
«Нашим клиентом стал диванный сибиряк», — шутит Дарья. «Он может быть где угодно, но мило в душе хранит тоску о своей малой родине. Где бы ни был сибиряк — в Новосибирске, в Иркутске или в Москве, в Барселоне, в Нью-Йорке или в Пекине — он всегда узнает своих по мультифоре, поймёт, придёт на помощь, или с удовольствием вместе забатонится, а наутро угостит Карачинской (минеральная вода в Чановском районе Новосибирской области — прим. ред.)».
- Социологический комментарий
Сибиряки толерантные, потому что много людей приезжало в этот край (не по своей воле) и училось жить вместе.
Кандидат социологических наук доцент кафедры общей социологии НГУ Ольга Ечевская
Бренд, чистый как снег
Решив развивать бренд, девушки по собственному признанию перестали ходить в бары и начали отшивать мерч. Но чтобы не превращать квартиру в постоянный склад вещей на продажу и сохранять креативную составляющую, было решено выпускать вещи сериями.
«У нас получилось так, что масштабного производства не было. В Петербурге хорошо все с легкой промышленностью, поэтому мы сначала печатались на бельгийском бланке, потом мы поняли, что это дорого, потому что надо было поддерживать качество, но и расширять линейку», — говорит Дарья.
Стратегия оказалась выигрышной во всем. Во-первых, не нужно постоянное производство на потоке. Во-вторых, проект постоянно живет и обновляется, к нему подогревается интерес. Ну и, в-третьих, это дает почву коллекционерам собирать все проявления бренда.
Среди самых успешных принтов девушки выделяют следующие:(1 фото) Eb**n pr**f – принт о том, что сибиряки могут выдержать любой, даже самый крепкий мороз. Многие вместо звездочек подставляли совсем иные буквы и дарили матерные футболки друзьям.
(2 фото) Полный песец — пухлый зверек, олицетворяющий мироощущение в краю, где всегда холодно, отлично ушел на значках.
(3 фото) Говори по-сибирски — исконно сибирские слова, в которых каждый может узнать себя и свои корни.
Дарье хотелось, чтобы бизнес был чистым, как сибирский снег изначально. Не последнюю роль в этом вопросе сыграл декан факультета, где она училась. Когда сделали сайт и запустили онлайн-магазин, декан хотела заказать футболку и, по словам Дарьи, было позорно не дать ей привычную форму оплаты по банковской карте. Так одномоментно были решены вопросы с налоговой, да и декан мог безопасно провести платеж.
«Через полгода после покупки декана бренд вышел в ноль, а его выручка начала достигать около 100 тысяч рублей в месяц», — поясняет Дарья.
Точки Сибири на карте
Конечно, Holy Siberia не хотелось замыкаться только на одной территории СФО. Работа «в белую» и широкие академические связи вкупе с личной открытостью помогли амбассадору бренда Ольге прийти в книжный магазин «Перемен» и убедить его торговать не только книгами, но и футболками с худи.
«Большое достижение, что мы появились не только в Новосибирской тусовке, но и еще в московском Зарядье», — вспоминает Ольга.
Поскольку обе девушки были тесно связаны с наукой, Holy Siberia стал сотрудничать с их альма матер — Новосибирским Государственным Университетом (НГУ). Благодаря различным коллаборациям свой первый миллион бренд сделал уже в 2019 году.
«Несмотря на невысокую наценку, у нас появилось два лагеря: москвичи и иностранцы на одной стороне и жители регионов на другой. Первая группа оказалась гибкая с точки зрения цены за нашу продукцию, а вот второй платить 2800 за футболку было действительно накладно. Пришлось находить золотую середину и сохранять месседж для региональных клиентов, что мы все же не про прибыль, а про историю, образование и объединение», — рассказывает Дарья.
Сегодня география Holy Siberia это 21 страна, среди которых есть даже Новая Зеландия и города 6 штатов в США
«Это просто люди, которые узнавали о нас через рекламу. Хотя не всегда реклама работала. Однажды мы делали День Сибири в кофейне Петербурга и на рекламный пост из телеграм-канала, несмотря на отличные охваты, пришел всего 1 человек. А сарафанное радио сработало так, что на следующий день праздника в кафе было негде сидеть»
Объятия сибиряка
Под Новый год Дарье в аккаунт бренда написала девушка из Франции. Ее молодой человек был родом из Новосибирска, и она хотела сделать ему оригинальный подарок – футболку бренда, которой уже не было в продаже. Дарья недолго думала и сделала такую специально для нее. «В этом наверное и есть наш подход к пониманию слова “теплота”»
Сейчас из-за последствий коронавируса бренд устроил распродажу. Много товара зависло на физических складах в Новосибирске и Москве, но Дарья не унывает:
«Это момент тишины и возможности провести перенастройку. Сейчас мы в той точке, когда все предыдущие серии подходят к концу и на ближайшее время я планирую полное обновление коллекции. Это будет возвращение к тотемной и сакральной теме о Сибири, как сущности. Думаю с фаном создать историю из сказок и ввернуть в нее жизнь», — уточняет она.
Несмотря на все изменения, Holy Siberia всегда сохраняет одно: тепло, которое есть в каждой их вещи.
«Я заметила: когда сибиряки встречаются, при этом будучи почти не знакомыми, они обнимаются. Мне кажется, когда человек соприкасается с нашим брендом у него появлялся тот самый эффект сибирских объятий» — уверена Дарья.
Почему эта статья появилась в журнале Про дело
Делобанк поддерживает предпринимателей со всей России. Для этого в банке есть целая экосистема продуктов: управление счётом отовсюду, где есть интернет, торговый эквайринг, оплата по QR-кодам, онлайн-бухгалтерия, юридическая поддержка и т.д.
С Делобанком можно быть уверенным, что платёж придёт вовремя, деньги спишутся день в день, а если что-то поломается — будет, кому задать вопрос (служба поддержки работает 24/7).
Если думаете открыть счёт в надёжном банке, сделайте это в Делобанке — вот ссылка на страницу с описанием услуги расчётного счёта.
Ещё один вариант открыть счёт — оставить телефон в форме, которая расположена внизу под текстом. Вам перезвонит специалист, уточнит задачу и откроет счёт.
Виктор Ёлкин