STOP COVID-19: Всё о поддержке бизнеса

Вашему делу нужен дом

Вашему делу нужен дом
18.09.2019

Пока вы отрабатываете свои бизнес-процессы на знакомых друзей и друзьях знакомых или делаете прототип нового продукта, вы можете находиться где угодно, хоть в собственном гараже или мастерской ЖЭКа в соседнем доме. Два Стива — Джобс и Возняк — первые компьютеры Apple собрали именно в гараже, а Джеффри Безос запустил Amazon с компьютера на самодельном столе, установленном опять же в гараже. Кстати, если вы наберете в поисковике «бизнес в гараже», то вам выпадет достаточно много ссылок типа «40 идей для бизнеса в гараже с минимальными вложениями», покопайтесь — не исключено, что вы там увидите что-то, что может вам пригодиться или наведет на свежую идею.

Но даже на самом старте нужен хотя бы условный «гараж», пространство, где вы будете заниматься именно бизнесом, пусть даже это «занятие» заключается в трепе с партнерами о том, как вы захватите мир. Здесь вы должны переходить в «рабочий» режим, пока не научитесь всегда пребывать в состоянии «а что я из этого человека/мысли/ситуации могу извлечь полезного для своего дела?». Здесь вас всегда в определенное время могут найти те, кому надо лично с вами переговорить. Здесь на первое время будет средоточие всей вашей деятельности, ее мозговой центр. 

Нет никакой необходимости сразу после регистрации предприятия снимать и «упаковывать по полной» собственный офис (конечно, если ваш бизнес не связан с постоянным большим потоком покупателей — в этом случае проще всего сразу подыскать себе местечко в каком-нибудь торговом центре, где к вашему трафику автоматически добавится местный). Для начала стоит арендовать небольшой офис в коворкинге. Если кто не сталкивался с этим термином, коворкинг — это бизнес-пространство, в котором уже подготовлена вся необходимая для деятельности инфраструктура: рабочие места с компьютерами, связанными в сеть, телефоны, офисная техника, несколько «переговорок» и комнат отдыха, обычно есть даже небольшая кухня или недорогое кафе. Кроме того, как правило, услуги коворкинга включают в себя ведение бухгалтерского учета и юридическое сопровождение вашей предпринимательской деятельности. «Сел и поехал», как говорится.

Не стоит забывать и о том, что бизнес-среда коворкинга — это готовые заказчики для вашего бизнеса; условно говоря, если вы делаете встроенные шкафы-купе или ремонты, то вам их могут заказать как другие обитатели коворкинга для своего дома или в рамках какого-нибудь подряда, так и собственники коворкинга, когда будут приводить в порядок перед открытием новую площадку. И не только заказчики: вашим соседом может оказаться начинающий производитель панелей из ДСП или поставщик каких-то других нужных в вашем бизнесе материалов, и уж точно скорее всего за соседней перегородкой будет сидеть один из многочисленных интернет-стартапов, ребята из которого и сайт вам сделают, и информацию где нужно разместят.  

Такой же поход в принципе должен применяться и к производственной площадке, если она требуется для вашего бизнеса (или к складу материалов и оборудования для ваших «на-все-руки-мастеров»). На первое время лучше ограничиться размещением заказа на уже имеющихся производствах, объяснив их владельцам или руководителям, что вы планируете в основном зарабатывать как посредник, разрабатывая технические требования для заказа и контролируя их исполнение (некоторые любят использовать для описания этого вида деятельности слово «инжиниринг»). В таком случае вам и сделают заказ за реальные деньги и на нормальных условиях, и дадут возможность познакомиться с производством. У вас будет прекрасная возможность запомнить и применить потом у себя все плюсы и научиться на чужих ошибках. Вы в любом случае будет в выигрыше: либо вам так понравится, что вы ограничитесь полудюжиной возможных производителей и вовсе откажетесь от мысли создавать свое собственное производство, либо приступите к открытию своего собственного цеха, вооруженный чужим опытом. Все то же можно сказать и об организации складского хозяйства.

Если вы все-таки решили запустить свой «маленький заводик», то разумным выглядит первым шагом поставить на арендованной площади арендованное или уже бывшее в употреблении оборудование. Здесь вам потребуется хороший специалист, чтобы вам не подсунули совсем уж нерабочие агрегаты, но такой человек вам потребуется на производстве в любом случае. То же касается и офиса: когда вы решите, что пора переезжать из коворкинга в собственное помещение, попробуйте найти что-то с уже готовой мебелью, а в идеале — и с офисной техникой и компьютерами. Такие варианты часто появляются в бизнес-центрах и офисных зданиях: бывшие хозяева этих помещений обычно исчезли в тумане, не расплатившись за аренду, или разорились, оставив оборудование в счет оплаты. Но вы, конечно, можете купить себе дорогое директорское кресло из дерева и кожи, чего уж там, надо себя иногда и побаловать… В любом случае, помните: на первых этапах ваша задача — как можно меньше и как можно дешевле покупать и как можно больше и дороже продавать. А для обустройства в идеале желательно не покупать ничего вовсе. Стремитесь к идеалу!

Когда вы заработаете достаточно для того, чтобы купить (или еще того лучше — построить) офисные и производственные площади, всегда помните: это ваши будущие кредиты, овердрафты, банковские гарантии и выполнение требований для прохождения различных квалификационных отборов. Другими словами, подтверждение вашей кредитоспособности, профпригодности и обеспечение будущих договоров. Поэтому все документы должны быть идеальными, надлежащим образом зарегистрированными и «проверябельными», а все суммы — максимальными и официальными. Вы столько раз в своей деятельности будете сталкиваться с необходимостью выполнения этих правил, что лучше позаботиться о финансово-юридической прозрачности всей собственности заранее — дешевле обойдется в итоге.

Торгуете ли вы управляемыми биотоками звериными ушками и хвостами для любителей манги или делаете ремонты любой сложности, качественно, недорого, с гарантией 1 год, — в любом случае нужно, чтобы клиенты могли вас легко найти. Физически и виртуально. В эпоху единого глобального информационного пространства искать вас будут в первую очередь там. Поэтому очень важно отметиться во всех информационных ресурсах: сегодня в первую очередь это Яндекс («Карты» и «Маркет»), Google («Карты»), 2gis, Maps.me. Даже если у вас пока нет агента, который занимается вашей рекламно-информационной политикой, это нетрудно сделать и самостоятельно: все алгоритмы размещения на этих ресурсах просты и интуитивно доступны. Тем, кто продает свои товары и услуги непосредственно конечному потребителю, имеет смысл разместить свое объявление на Avito и «Юле». Можно подать информацию в различные отраслевые и местные справочники — туда, где это можно сделать бесплатно. Платить в данном случае имеет смысл только за выдачу в поиске Яндекс и Google, да и то не на первых этапах.

И конечно же, вам нужна страничка в интернете для вашего бизнеса. Регистрация домена на nic.ru стоит копейки, домен navserukimastera.com на момент написания этого текста стоил 860 рублей (со скидкой). Кстати, navserukimastera.ru кто-то уже занял через конструктор сайтов «Джино» — пока вы читаете этот текст, враги качаются! Собственно, первую интернет-витрину или первую версию интернет-магазина вы тоже вполне можете сделать сами на конструкторе сайтов, бесплатных предложений для начинающих вполне достаточно. Заплатите за более продвинутую версию конструктора или вообще собственному разработчику сайтов потом, когда возможности бесплатной версии реально начнут мешать развитию бизнеса. И пусть кто-то улыбнется стандартному дизайну — это ерунда, на вкус и цвет фломастеры разные, главное, чтобы по физическому адресу на сайте или на карте вас всегда можно было найти в указанное время, а телефон, который вы везде размещаете, всегда отвечал. В идеале — даже ночью.

Хотя сложилось мнение, что визитка-страничка в социальных сетях нынче так же необходима для бизнеса, как счет в банке, это не совсем так. Безусловно, есть вдохновляющие примеры раскрутки через соцсети. Например, екатеринбургский производитель продуктов длительного хранения «Ресторан из банки», который обеспечил рост и развитие своего проекта практически только через Facebook (3,5 тыс. подписчиков на данный момент), Instagram (1,5 тыс. подписчиков) и VK (почти 1 тыс. участников в группе). Вдумайтесь, это минимум 6000 лояльных клиентов, которые отслеживают новинки и просто делают регулярные заказы. И сколько-то еще делают их, не будучи подписчиками этих групп. Конечно, для нашего случая #навсерукимастера такой механизм продвижения и расширения клиентской базы подходит идеально; а если у вас заводик, производящий оборудование для других заводов? Как вы думаете, много новых заказчиков получил «Кубаньжелдормаш» благодаря своей феерической рекламе в соцсетях? Правильно думаете. Всему свое время и свое место.