Читать статью — примерно три минуты. Но чего там читать, переходите сразу к чек-листу по открытию бизнеса, он в конце текста. Ждём вас в столице.
История первая: Николай Новосёлов из Ростова-на-Дону — в Москву с колбами и ретортами
В каком году приехал: в 2013.
Что за бизнес открыл: Артнаука. Делаем научные шоу с огнём, химией, холодом. Показываем, что наука многогранна, зрелищна и доступна каждому.
Сколько денег потратил на открытие: 300 000 руб., взяли из бюджета московского филиала компании.
Что было самое сложное: Найти команду за короткий срок. Но мне повезло: с первыми коллегами мы работаем до сих пор плечом к плечу.
Что оказалось легче, чем планировал: получить первую выручку. Оказалось, что в Москве гораздо больше маркетинговых инструментов и возможностей. Мы быстро протестировали рынок (а он был другой, чем в регионе) и получили первые деньги.
Что далось труднее всего: Продолжать расти, несмотря ни на кризисы, ни на политику, ни на трансформацию рынка является самой трудной задачей. Основой является маркетингов-продуктовый поиск: кому на рынке чего не хватает, что мы можем для них сделать и каким им это можно продать.
Что скажешь из сегодняшнего состояния себе-до-отъезда: мысли глобальнее, российского рынка будет мало.
Сегодня Николай считает, что нужно строить что-то большее, чем бизнес в родном городе, Москве или России. Глобальный фокус роста позволит не только мыслить по-новому, но и собрать вокруг себя таких же людей, с таким же мышлением.
На месте Илона Маска мы бы занервничали.
А у нас следующая история.
История вторая: Никита Колесов — в Москву из Новосибирска с видеокамерой на плече
Что за бизнес открыл: видеопродакшн полного цикла UNLOCK PRODUCTION. Объединился с партнёром и продолжил то, чем уже занимался. Собрали постоянную команду, сделали сайт, запустили рекламу. В общем, сделали всё гораздо серьёзнее, чем было в Новосибирске.
Сколько денег потратил на открытие: 50 т.р. на сайт, коворкинг и первую рекламу. Но времени на открытие потратили больше, чем денег. Мы старались все делать сами, чтобы понять, чем мы будем отличаться от себя-фрилансеров, имея свой собственный продакшн.
Что было самое сложное: Самое сложно было находить клиентов в новом городе. В Новосибирске все было просто — работало сарафанное радио. Такого метода хватало сполна, последний год у меня даже сайт не работал, был только дубль гис и личный инстаграм.
Сразу после переезда я сделал большую рассылку по всем, кто мог помочь с поиском клиентов или рекомендацией. Этого хватило на первые несколько месяцев работы, как раз на первое время после переезда. Дальше было тихо, мы переделывали сайт, делали холодные звонки и рассылали КП.
Параллельно вели проекты в Новосибирские, ездили в рабочие командировки — это тоже помогло выжить в то время. Весной мы приняли решения, что концентрируемся на Москве, а в НСК отдаем заказы на аутсорс своим коллегам и берем только точечные и интересные проекты (социально или финансово значимые).
Сейчас все становится легче и проще, появляются постоянные клиенты, звонки и заявки через сайт.
Что оказалось легче, чем планировал: легче всего оказалось привыкнуть к московской динамике и собрать команду целеустремленных людей, которые знают, что такое стиль и дедлайн.
Что далось труднее всего: поиск клиентов.
Что скажешь из сегодняшнего состояния себе-до-отъезда: начинай искать заказы в Москве и запускай рекламу ещё до отъезда! Так появится понимание, куда двигаться и перспектива работы. Ну и еще, конечно, не арендуй квартиру внутри Садового кольца сразу после переезда.
Никита говорит, что в Москве, в отличие от регионов, качественных исполнителей и бизнесов много. В Москве за клиента нужно бороться, нужно быть жёстче, чем в регионах. Общение, умение продавать, продвигать — эти навыки нужно постоянно улучшать. И связи, (везде связи!). Тут невозможно быть успешным и сидеть в коконе — нужно коммуницировать, причём много.
Всё было хорошо, пока мы не пошли к эксперту по стратегиям масштабирования бизнеса.
А вот как надо открывать бизнес по науке, по мнению эксперта
Мы попросили оценить путь наших героев Сергея Помогаева, генерального директора консалтинговой группы «Райт» — он профессионально консультирует компании, которые хотят масштабировать бизнес.
Сергей Помогаев вглядывается в ваш бизнес. Как нет? А если открыть счёт в Делобанке?
Сергей раскритиковал спонтанные действия наших героев. Он считает, что открытию бизнеса должна предшествовать глубокая аналитическая работа. Вот как следует открывать своё дело, по мнению эксперта.
Чек-лист по открытию бизнесу:
-
Посмотрите успешные аналоги бизнеса и антипримеры — у кого получилось и у кого не получилось
-
Выделите критерии успеха — месторасположение, аудитория и т.п.
-
Сформулируйте для себя, как соответствовать этим критериям — как к ним приблизиться
-
Постройте бизнес-модель (здесь мы напряглись — прим. ред., — но Сергей сказал, что это дело плёвое и пообещал написать статью, как строить бизнес-модели. Океееей, Сергей)
-
Соберите рабочую документацию проекта — лицензии, разрешения, сметы и т.п.
-
Постройте бизнес-план, чтобы понять, за сколько лет отобьются инвестиции (Сергей, с вас статья! — прим. ред)
-
Реализуйте план. Откройте и запустите бизнес в эксплуатацию. Сдайте самому себе объект, в котором всё работает
Дальше — раскрутка бизнеса, чтобы через понятное время он имел положительную рентабельность и вышел на операционную прибыль. Потом выстраивать регулярный менеджмент и переходить к масштабированию.
Ох.
Мы не знаем как правильно. Можно долго планировать, а можно быстро собирать грабли собственным лбом. Можно действовать по уму, а можно спонтанно. Главное — действовать.