STOP COVID-19: Всё о поддержке бизнеса

Первые вопросы «свежего» предпринимателя

Первые вопросы «свежего» предпринимателя
16.05.2019

Допустим, вы решили открыть маленькую кондитерскую или бар. А может, решили выращивать редкие кактусы и продавать их на радость людям. Но ничего не знаете о том, каково это — быть предпринимателем. С какого конца потянуть ниточку из клубка?

ИП или ООО

Для начала определитесь, какой правовой статус хотите получить. Варианта два: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Выбор формы зависит от вида вашей деятельности. Строго говоря, юрлицо вы обязаны создать, только если ваша деятельность в обязательном порядке подлежит лицензированию. А так в целом — согласно российскому законодательству — все организационно-правовые формы коммерческих организаций и предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, имеют равные права.

Однако юристы часто говорят, что в целом юрлицо предпочтительнее, если вы, конечно, планируете работать долго и в «белую», а не торговать пирожками у метро. (Говоря о юрлице, мы будем иметь в виду ООО, так как именно в этой форме чаще всего существует малый бизнес).

Основной «подводный камень» лежит в области ответственности перед кредиторами. ИП, согласно Гражданскому кодексу РФ, обязан ответить перед кредитором всем принадлежащим ему имуществом. То есть, в случае форс-мажора ему придется отдать не только бизнес, но и свое личное имущество, за редким исключением.

Если же вы учредитель ООО, то можете дышать спокойнее: по закону вы несете перед кредиторами ответственность только в размере своей уставной доли, а минимальный размер уставного капитала для такой формы организации сегодня равен всего 10 000 рублям. Получается, даже если вы задолжали кредиторам довольно много, можете отделаться обязательной выплатой в 10 000 рублей. Это подъемно для каждого.

Однако хотим подчеркнуть: если банкротство было преднамеренным (понабрали кредитов с тем, чтобы потом специально обанкротиться), то отвечать будут и учредитель, и директор — это называется «субсидиарная ответственность при недостаточности имущества», и такая ответственность уже не будет ограничена уставным капиталом или долей участников. Так что не прибегайте к умыслу, чтобы выпутаться из долгов.

Также форма ООО более благоприятна для контрагентов, можно просто продать бизнес путем продажи ООО. И продажа здесь совершенно необязательно выступает бегством от проблем в случае непредвиденных обстоятельств, она может быть вполне выгодной сделкой. Например, ООО открыло мини-гостиницу, вложив небольшую сумму, через два-три года дело стало прибыльным, его продали за хорошие деньги. Это определенный вид бизнеса — открыли, развили, продали, получили прибыль и т.д. 

Зато для ИП действуют налоговые каникулы. Это когда предприниматель, применяющий упрощенную или патентную систему налогообложения, для исчисления налога может применить ставку в размере 0%.

Правда, этот бонус распространяется только на конкретные виды бизнесов: производство, работа в научной или социальной сфере, бытовые услуги. Воспользоваться каникулами можно до 2020 года, но не более двух налоговых периодов подряд. При этом удельный вес доходов от льготируемой деятельности должен составлять не менее 70% от общей суммы доходов.

И да: страховые взносы, транспортный налог, налог на имущество с кадастровой стоимости всё равно придется уплатить соответствующим органам.

Скорее всего, форма ИП наиболее выгодна для маленького, «домашнего» бизнеса, микрофирмы. Например, изготовление и продажа хэнд-мэйд бижутерии, плетение кашпо, продажа горшечных растений.

Не возникнет ли проблем с надзорными органами

Во-первых, хорошая новость. У нас в стране сегодня действует мораторий на надзорные проверки малого бизнеса — его продлили до 31 декабря 2020 года.

Касается он как ИП, так и ООО, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правда, важно помнить, что надзорные органы ранжируют риски по категории опасности предприятия. Если по вашему бизнесу установлены высокие категории риска или высокие категории опасности, то мораторий не подействует или подействует иначе.

Напомним, надзорные каникулы актуальны только для малых фирм, а таковыми считаются в нашей стране компании с оборотом не более 800 миллионов рублей и со штатом не более 100 человек. Разумеется, речь идет только о плановых проверках.

Во-вторых, если проект вашего бизнеса (особенно это касается общепита: кофейня, кафе, ресторанчик, столовая, а обычно именно эти форматы больше всего интересуют различные инспекции) согласован с нужными инстанциями, то особых проблем возникнуть не должно.

А согласовать вы его обязаны много с кем. Для предприятия общепита проектная документация (еще ни один общепит не обходился без переустройства помещения) должна быть согласована с Роспотребнадзором, Госпожнадзором, архитектурно-планировочными управлениями вашего города, Госэкспертизой и т.п.; утверждена в местных органах потребительского рынка и услуг; подтверждена распоряжением о переустройстве в Государственной жилищной инспекции или Межведомственной комиссии или в ином правомочном органе.

У вас должны иметься: заключения на соответствие помещения требованиям санитарных норм и норм противопожарной безопасности, санитарный паспорт объекта, заключение договоров на обслуживание объекта (вывоз мусора, стирку одежды, обработку помещений и вентиляции и пр.), санэпидзаключение на ввод объекта в эксплуатацию, согласование от Роспотребнадзора плана производственного контроля за соблюдением санправил.

Если вы продаете алкоголь — разумеется, необходима лицензия на розничную реализацию алкогольной продукции (а это связано с походом владельца бизнеса сразу по нескольким инстанциям и выполнением ряда требований, как то: общая площадь торговых и складских помещений должна быть не менее 50 квадратных метров; должна присутствовать охранная сигнализация; опять же нужны все справки от надзоров о соответствии помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам).

Если вы выполните все эти действия и получите все эти бумаги, можете немного выдохнуть. Сначала будет трудно, зато потом — спокойнее.

Какой мне нужен офис, как его искать

В вопросе подбора офиса в современном мире главное — вообще понять целесообразность его наличия. Может быть, проще арендовать офис на час, это быстро оформляется и недорого стоит. Опять же, существует коворкинги, и, вопреки мифам, ими пользуются не только хипстеры-миллениалы.

Если офис обязательно вам нужен (или вы просто хотите, чтобы он у вас был), то, конечно, проще, безопаснее и удобнее открыть его в уже готовом офисном центре, где всё «заточено» под предпринимателя. Однако и стоит это сегодня недешево.

В офисный центр вполне реально зайти «с улицы». Главное, помнить, что основной залог безопасности в наше нестабильное время — долгосрочная аренда, более года, тогда вас так просто не «выгонят».

В каком случае бежать к юристам

В любом, отвечают юристы.

Здесь можно улыбнуться и даже посмеяться, однако на самом деле стоит обзавестись знакомством с хорошим юридическим консультантом, к которому можно было бы обращаться на постоянной основе при любом сомнении в: 1) соблюдении ваших законных прав; 2) законности ваших собственных действий, которая иногда неочевидна. Это лучше, чем заранее сушить сухари.