vk
Баннер новости Мобильный баннер новости

Краудфандинг: что это такое и чем он может помочь бизнесу

7 дек 2023

Реализация нового проекта — дело рискованное. И если крупным компаниям проще на него решиться, то представители малого и среднего бизнеса могут просто не располагать достаточной суммой. Воплотить идеи в жизнь и проверить их успешность поможет краудфандинг. Что это такое и как реализуется на практике, расскажем в статье. 

Определение и история краудфандинга

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг (от англ. crowd – толпа и funding – финансирование) – новый вид привлечения инвестиций для развития бизнеса. Он позволяет собирать деньги от людей, заинтересованных в реализации проекта. Как правило, потребителей продукта или услуги. Например, потенциальных или реальных клиентов компании.

Суть краудфандинга в том, чтобы собрать нужную сумму на запуск проекта в обмен на бонусы для инвесторов. Это может быть как часть прибыли, так и любое материальное или нематериальное вознаграждение: бесплатное занятие, мастер-класс, пробник продукта. Впрочем, бизнес может привлекать денежные средства и на безвозмездной основе.

В основе народного финансирования лежит принцип прозрачности инвестиций. Автор проекта устанавливает необходимую сумму, сроки сбора средств и отчитывается о каждом этапе его реализации. Люди должны понимать, на что были потрачены их деньги.

Как появилась идея коллективного финансирования?

Назвать общественное финансирование ноу-хау в бизнесе нельзя. Практика реализации проектов за счёт общественных денег существовала во всём мире издавна. Чаще всего «с миру по нитке» собирали на строительство храмов или значимых памятников. Яркий пример — Статуя Свободы. Монумент полностью профинансирован жителями Франции и США. 

Самый известный российский мемориал, созданный на средства от пожертвований, — памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Деньги на его возведение собирали по всей стране.

Первым случаем реализации идеи краудфандинга в современном понимании считается организация гастролей рок-группы Marillion. В 1997 году фанатам артистов удалось собрать необходимую сумму для проведения концертов в США — свыше 60 000 долларов. 

Сегодня народное спонсирование бизнес-идей набирает всё большую популярность. Такой вариант финансирования выбирают политики, начинающие предприниматели, блогеры.

Основные типы краудфандинга

Существует несколько моделей привлечения народных инвестиций. Каждая из них подходит для определённого вида проектов, имеет свои преимущества и недостатки.

Донативный краудфандинг

«Работаем за донаты» — популярная концепция стартапов, общественных организаций и блогеров. Автор проекта предлагает услуги или символические подарки в обмен на добровольные пожертвования. Это могут быть деньги или иные вещи. Например, одежда, вещи, продукты. Такая форма финансирования отлично работает в сфере культуры и благотворительности.

Кредитный (peer-to-peer) краудфандинг

Реализуется через специальные онлайн-платформы. Фактически является аналогом кредитования. Только заёмщик обращается не в банк, а к широкой аудитории. Любой желающий может зарегистрироваться на сайте P2P-краудфандинга и вложить деньги в понравившийся проект. Неважно, какую сумму, 100 или 100 000 рублей. Автор проекта обязуется вложить полученные средства в бизнес и вернуть их кредиторам с процентами.

Акционерный краудфандинг

Напоминает традиционное привлечение инвестиций, только с использованием онлайн-платформ. Компания выпускает акции для широкого круга лиц. Стать инвестором может любой желающий: достаточно приобрести ценные бумаги. Такой формат краудфандинга идеален для стартапов.

В чём выгода для участников такого финансирования? Инвесторы становятся акционерами и могут рассчитывать на свою часть прибыли.

Наградной краудфандинг

«Утром деньги — вечером стулья» — вот суть такой формы финансирования. Автор проекта получает пожертвования от неравнодушных людей, а взамен предлагает продукт на выгодных условиях. Например, авторский курс со скидкой. Или открывает предзаказ на товары.

Обещанное вознаграждение спонсоры получат не сразу, а после реализации бизнес-идеи. Зато такой вариант сотрудничества позволит стать первым, кто протестирует новый продукт.

Преимущества краудфандинга для бизнеса

Доступ к начальному капиталу

Инновации — это хорошо. Но у авторов проектов не всегда есть достаточно свободных средств на их реализацию. Тогда на помощь приходят схемы спонсорской помощи. Так, за счёт краудфандинга начинающий предприниматель может собрать начальный капитал будущего бизнеса. Инвесторами станут не случайные люди, а те, кто действительно заинтересован в данной продукции.

Проверка идеи продукта на рынке

Гениальная на бумаге идея может оказаться провальной на практике. Оценить перспективы развития бизнеса помогут схемы народного инвестирования. При этом не нужно рисковать собственным капиталом: деньги на запуск проекта дадут обычные потребители. Если продукт понравится, можно смело увеличивать масштабы его производства. Если нет — искать другие варианты развития бизнеса.

Привлечение внимания к бренду

Чем активнее компания, тем больше людей узнают о ней. Краудфандинговые схемы работают на формирование имиджа фирмы. Автор заявляет о себе и своей продукции, а пользователи онлайн-платформ знакомятся с новыми брендами. 

Потенциальные риски и сложности

Любые инвестиции — это всегда риск как для бизнесменов, так и для инвесторов. Проект может оказаться убыточным или неинтересным для целевой аудитории. К этому нужно быть готовым изначально. Какие подводные камни имеет краудфандинг?

Ответственность перед инвесторами

Автор проекта должен постоянно сообщать об успехах и неудачах в реализации бизнес-идеи. Спонсоры хотят знать, на что расходуются их вложения. Подробный отчёт о каждом этапе проекта — вот суровая реальность краудфандинга.

Особое положение занимают в такой ситуации «брокеры» — краудфандинговые площадки. Они не несут ответственности за неудавшиеся проекты. В результаты деньги инвесторов оказываются практически ничем не застрахованы.

Неудачные кампании и репутационные риски

Предприниматель не может гарантировать инвесторам 100%-й успешности проекта. Всегда остаётся риск потери денег. Впрочем, для фирмы это означает и утрату доверия со стороны клиентов. На восстановление положительного имиджа понадобятся дополнительные силы и время.

Как успешно запустить краудфандинговую кампанию

С чего начать сбор денег на проект? Первый шаг — разработка бизнес-плана. Определитесь с целями, аудиторией, миссией, выгодами вашей задумки для клиентов. Затем составьте бюджет. Вы должны чётко понимать, какой суммы будет достаточно для реализации проекта. Наконец, определитесь с видом и размером вознаграждения для инвесторов. Что получат спонсоры — часть прибыли, виртуальные бонусы или реальную продукцию. Только после этого можно переходить непосредственно к поиску финансирования.

Выбор платформы для краудфандинга

Продвигать собственный проект помогут специальные сайты — краудфандинговые платформы. Найти подходящую — значит встать на путь успеха. Суть в том, что каждая платформа имеет свои особенности: поддерживает определённые модели краудфандинга, ориентирована на тот или иной вид бизнеса, охватывает различные аудитории. Например, одни подойдут стартаперам, другие — благотворительным организациям, третьи — артистам и художникам.  

Подготовка презентации и маркетинговой стратегии

Расскажите о проекте потенциальным инвесторам. Для этого заполните карточку на платформе краудфандинга, где будут основные сведения о вашей задумке. Помогут заинтересовать аудиторию фотографии, картинки, презентации, видеоролики.

Обязательно укажите финансовую цель и сроки реализации проекта, механизмы и средства его реализации. Например, запуск рекламы в СМИ или привлечение крупных блогеров.

Взаимодействие с инвесторами и сообществом

Запустить проект не значит получить деньги. Чтобы идея нашла своего спонсора, потребуется приложить максимум усилий. Подключайте все доступные каналы связи с аудиторией, рассказывайте о своей бизнес-концепции на страницах соцсетей, в прессе. Чем громче вы заявите о себе, тем больше людей смогут помочь вам в достижении целей!

Заключение

Идея краудфандинга не нова, но достаточно эффективна. Небольшие вложения от простых людей могут дать жизнь новому успешному бизнесу. Достаточно выбрать подходящую онлайн-площадку, составить яркий бизнес-план и активно работать над привлечением заинтересованной аудитории.


Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
25 июля
Ликбез
Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса
22 июля
Ликбез
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса

Откройте расчетный счет за 10 минут

или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных