vk
Баннер новости Мобильный баннер новости

Когда бизнесу нужна печать и как правильно её оформить

14 дек 2023

По закону 82-ФЗ организации могут работать без печатей и заверять все документы только подписью руководителя. Но в законе есть несколько исключений, о которых важно знать — рассказываем о них в статье.

Зачем компании нужна печать

Чтобы участвовать в тендерах. Особенно при участии в госзакупках, потому что госучреждения охотнее заключают контракты с теми ИП, у которых печать есть. Также печать будет бонусом в случае, если компания подает бумажную заявку. Если подавать заявку онлайн, вместо печати понадобится электронная подпись.

Чтобы подписать договор с крупной организацией. Большинство крупных компаний просят использовать печати, чтобы обезопасить себя от мошенников. Но и в этом случае можно обойтись без неё: перейти с организацией на электронный документооборот. В этом случае компания не обязана иметь печати. Другой вариант — написать контрагенту письмо об отсутствии печати, составленное в свободной форме с указанием всех реквизитов.


Чтобы оформить доверенность. Например, если ваша компания подаёт иск через представителя, на доверенности должна быть печать. Так сказано в АПК РФ Статья 61. Иначе придётся оформлять нотариальную доверенность.

Чтобы уволить сотрудника с бумажной трудовой. При увольнении сотрудника с бумажной трудовой в ней нужно указать основания и причины увольнения. А затем заверить запись печатью, если она есть у компании (Так сказано на сайте Роструда). Если увольнять сотрудника с электронной трудовой, печати не нужны. 

Чтобы оформить приходной кассовый ордер. Этот документ подтверждает, что в кассу ИП были внесены наличные деньги. И документ считается действительным, если на нём проставлена печать. Так сказано в Положении от 12.10.11 г. № 373-П.

В остальных случаях печать не нужна. О том, что печать заводить необязательно, сказано в Гражданском кодексе и Федеральном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» разрешается работать без печати.

Как сделать печать

Официальных документов и разъяснений, какой должна быть печать, нет. Обычно в российском документообороте используют круглые печати со следующими данными на них:

  • ФИО предпринимателя;

  • правовой статус — ИП;

  • ИНН;

  • ОГРНИП;

  • адрес регистрации ИП;

  • логотип или эмблема, если они есть у компании.

При этом на оттиске запрещено размещать герб РФ, символику государства и субъектов страны, чужие товарные знаки. Если разместить на печати запрещенные знаки, можно получить штраф от 100 до 150 тысяч рублей.

Как работать с несколькими печатями

В законе нет запрета на использование нескольких оттисков. Но чтобы не запутаться в них внутри компании, на каждую печати можно добавить соответствующие слова: «для документов», «для бухгалтерии», «для архива».

Важно! Если печати отличаются, то основной считается та, оттиск которой записан в карточке ИП. Также дополнительные печати можно использовать только на тех документах, где не требуется оттиск основной.

Нужно ли регистрировать печать в налоговой

Нет. Регистрировать печать ИП не обязательно. После её выпуска предприниматель должен издать распоряжение с датой вступления печати в силу и перечнем документов для заверения печатью. Пример такого заявления можете посмотреть по ссылке. Также к заявлению нужно добавить образец оттиска в приложение к документу.

Кроме распоряжения, предприниматель может уведомить о создании печати ФНС, ОВД и Торгово-промышленную палату. Это поможет обезопасить себя от мошенников: если похожую печать найдут на фальшивом документе, доказать невиновность ИП в суде будет проще.

Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.
Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела!
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.

Как отказаться от печати

Для этого нужно внести изменения в устав компании и обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. Но перед этим придётся собрать несколько документов:

  • Заявление по форме № Р13014. В форме нужно заполнить два первых блока титульной страницы и лист Н.

  • Решение о внесении изменений в устав. В решении нужно прописать, что вы меняете учредительные документы из-за отказа работать с печатью.

  • Новая редакция устава. В новом уставе нужно указать отдельной строкой, что организация не использует печать.

Решение и устав нужны в двух экземплярах. Одна копия останется в налоговой,  вторую вам вернут после регистрации изменений.

Подготовленные документы можно отправить в налоговую любым способом: лично, по почте или через специальный сервис ФНС.

Когда налоговая вернёт документы, составьте письмо в свободной форме, приложите новый устав и разошлите информацию по контрагентам. Курьером или почтой.

Главное за 30 секунд

  • По закону от 06.04.2015 N 82-ФЗ ИП не обязаны иметь печать. Но она пригодится, если компания участвует в тендерах, заключает договоры с крупными организациями, увольняет сотрудников с бумажными ТК, оформляет приходно-кассовые ордера.

  • На печати нужно указать ФИО предпринимателя, правовой статус — ИП, ИНН, ОГРНИП, адрес регистрации ИП, логотип или эмблему, если они есть у компании.

  • ИП может работать с несколькими печатями. Но использовать их можно только на тех документах, где не требуется оттиск основной.

  • Регистрировать печать ИП не обязательно. Но предприниматель может уведомить о создании печати ФНС, ОВД и Торгово-промышленную палату. Это поможет обезопасить себя от мошенников: если похожую печать найдут на фальшивом документе, доказать невиновность ИП в суде будет проще. 

  • Для этого нужно внести изменения в устав компании и обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения компании.

Единое пособие на детей в 2024 году: сумма, кому положено, как оформить
18 апреля
Ликбез
Единое пособие на детей в 2024 году: сумма, кому положено, как оформить
Делобанк: россияне за год стали платить через СБП вдвое чаще и почти втрое больше
17 апреля
Ликбез
Делобанк: россияне за год стали платить через СБП вдвое чаще и почти втрое больше

Откройте расчетный счет за 10 минут

или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных