vk
Баннер новости Мобильный баннер новости

Когда бизнесу нужна печать и как правильно её оформить

14 дек 2023

По закону 82-ФЗ организации могут работать без печатей и заверять все документы только подписью руководителя. Но в законе есть несколько исключений, о которых важно знать — рассказываем о них в статье.

Зачем компании нужна печать

Чтобы участвовать в тендерах. Особенно при участии в госзакупках, потому что госучреждения охотнее заключают контракты с теми ИП, у которых печать есть. Также печать будет бонусом в случае, если компания подает бумажную заявку. Если подавать заявку онлайн, вместо печати понадобится электронная подпись.

Чтобы подписать договор с крупной организацией. Большинство крупных компаний просят использовать печати, чтобы обезопасить себя от мошенников. Но и в этом случае можно обойтись без неё: перейти с организацией на электронный документооборот. В этом случае компания не обязана иметь печати. Другой вариант — написать контрагенту письмо об отсутствии печати, составленное в свободной форме с указанием всех реквизитов.


Чтобы оформить доверенность. Например, если ваша компания подаёт иск через представителя, на доверенности должна быть печать. Так сказано в АПК РФ Статья 61. Иначе придётся оформлять нотариальную доверенность.

Чтобы уволить сотрудника с бумажной трудовой. При увольнении сотрудника с бумажной трудовой в ней нужно указать основания и причины увольнения. А затем заверить запись печатью, если она есть у компании (Так сказано на сайте Роструда). Если увольнять сотрудника с электронной трудовой, печати не нужны. 

Чтобы оформить приходной кассовый ордер. Этот документ подтверждает, что в кассу ИП были внесены наличные деньги. И документ считается действительным, если на нём проставлена печать. Так сказано в Положении от 12.10.11 г. № 373-П.

В остальных случаях печать не нужна. О том, что печать заводить необязательно, сказано в Гражданском кодексе и Федеральном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» разрешается работать без печати.

Как сделать печать

Официальных документов и разъяснений, какой должна быть печать, нет. Обычно в российском документообороте используют круглые печати со следующими данными на них:

  • ФИО предпринимателя;

  • правовой статус — ИП;

  • ИНН;

  • ОГРНИП;

  • адрес регистрации ИП;

  • логотип или эмблема, если они есть у компании.

При этом на оттиске запрещено размещать герб РФ, символику государства и субъектов страны, чужие товарные знаки. Если разместить на печати запрещенные знаки, можно получить штраф от 100 до 150 тысяч рублей.

Как работать с несколькими печатями

В законе нет запрета на использование нескольких оттисков. Но чтобы не запутаться в них внутри компании, на каждую печати можно добавить соответствующие слова: «для документов», «для бухгалтерии», «для архива».

Важно! Если печати отличаются, то основной считается та, оттиск которой записан в карточке ИП. Также дополнительные печати можно использовать только на тех документах, где не требуется оттиск основной.

Нужно ли регистрировать печать в налоговой

Нет. Регистрировать печать ИП не обязательно. После её выпуска предприниматель должен издать распоряжение с датой вступления печати в силу и перечнем документов для заверения печатью. Пример такого заявления можете посмотреть по ссылке. Также к заявлению нужно добавить образец оттиска в приложение к документу.

Кроме распоряжения, предприниматель может уведомить о создании печати ФНС, ОВД и Торгово-промышленную палату. Это поможет обезопасить себя от мошенников: если похожую печать найдут на фальшивом документе, доказать невиновность ИП в суде будет проще.

Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.
Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела!
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.

Как отказаться от печати

Для этого нужно внести изменения в устав компании и обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. Но перед этим придётся собрать несколько документов:

  • Заявление по форме № Р13014. В форме нужно заполнить два первых блока титульной страницы и лист Н.

  • Решение о внесении изменений в устав. В решении нужно прописать, что вы меняете учредительные документы из-за отказа работать с печатью.

  • Новая редакция устава. В новом уставе нужно указать отдельной строкой, что организация не использует печать.

Решение и устав нужны в двух экземплярах. Одна копия останется в налоговой,  вторую вам вернут после регистрации изменений.

Подготовленные документы можно отправить в налоговую любым способом: лично, по почте или через специальный сервис ФНС.

Когда налоговая вернёт документы, составьте письмо в свободной форме, приложите новый устав и разошлите информацию по контрагентам. Курьером или почтой.

Главное за 30 секунд

  • По закону от 06.04.2015 N 82-ФЗ ИП не обязаны иметь печать. Но она пригодится, если компания участвует в тендерах, заключает договоры с крупными организациями, увольняет сотрудников с бумажными ТК, оформляет приходно-кассовые ордера.

  • На печати нужно указать ФИО предпринимателя, правовой статус — ИП, ИНН, ОГРНИП, адрес регистрации ИП, логотип или эмблему, если они есть у компании.

  • ИП может работать с несколькими печатями. Но использовать их можно только на тех документах, где не требуется оттиск основной.

  • Регистрировать печать ИП не обязательно. Но предприниматель может уведомить о создании печати ФНС, ОВД и Торгово-промышленную палату. Это поможет обезопасить себя от мошенников: если похожую печать найдут на фальшивом документе, доказать невиновность ИП в суде будет проще. 

  • Для этого нужно внести изменения в устав компании и обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения компании.

Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
25 июля
Ликбез
Как составить и заполнить табель учёта рабочего времени
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса
22 июля
Ликбез
Делобанк запустил Накопительный счёт для бизнеса

Откройте расчетный счет за 10 минут

или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных