За последние пять лет Центробанк РФ отозвал лицензии более чем у 400 банков, и для многих предпринимателей это стало серьёзным ударом по бизнесу. Давайте разберёмся, как выбрать надёжного партнёра, избежать возможных рисков и получить качественное банковское обслуживание.
Какую пользу банки приносят бизнесу
Любому юридическому лицу необходимо иметь банковский счёт, таковы требования закона. При этом банки предлагают множество сервисов, которые способны облегчить жизнь предпринимателю и повысить эффективность его работы.
Расчётно-кассовое обслуживание. Сюда входят все операции с вашим счётом: взаимная оплата счетов с контрагентами, перечисления в бюджет, выплата зарплаты и снятие наличных.
Эквайринг. Эта услуга позволяет принимать платежи с банковских карт. Для её использования вам потребуется специальный терминал, который будет обслуживать ваш банк и удерживать за это комиссию (в среднем 2-3%). Для приёма онлайн-платежей, когда покупатель вводит данные своей карты на сайте банка или платёжной системы, вам дополнительно понадобится интернет-эквайринг.
Электронный документооборот (ЭДО). С помощью этой системы можно эффективно автоматизировать бухгалтерский, налоговый, кадровый учёт и другие рутинные процессы. Обмен документами с контрагентами, автоматизация регулярных платежей, создание документов на основе шаблонов из базы — всё это доступно в системе электронного документооборота.
Зарплатный проект. Перечисление зарплаты с помощью одной банковской операции вне зависимости от количества сотрудников. Без зарплатного проекта бухгалтеру придётся оформлять отдельную платёжку на каждого сотрудника и платить комиссию, если личный счёт сотрудника открыт в другом банке.
Кредитование. Бизнесу в любой момент могут потребоваться заёмные средства: на покрытие внеплановых затрат, развитие новых направлений или погашение долгов. Банки предоставляют различные программы кредитования юридических лиц в зависимости от их задач, вплоть до рефинансирования кредитов других банков.
Что предпочтительней: визит в отделение или удалённое обслуживание?
Часть предпринимателей по инерции воспринимает банк как физическое пространство, но практика показывает, что ситуаций, в которых требуется личное присутствие клиента, становится всё меньше. Оно необходимо в следующих случаях:
- Вы владелец торговой точки, и вам каждый день нужно снимать кассу;
- Вам требуется техническая поддержка для торгового терминала - в частности, для его ремонта или замены;
- Вам понадобилась выписка о состоянии счёта для получения кредита в другом банке либо для оформления иностранной визы.
В остальном современная инфраструктура позволяет производить множество операций удалённо, используя компьютер, смартфон или планшет. Это удобно, но неизбежно поднимает вопросы защиты информации в целом и персональных данных в частности.
Крупный или небольшой банк
Несомненными плюсами банка-гиганта являются надёжность и репутация, однако необходимость содержать большой штат и множество отделений заставляет его поднимать тарифы и увеличивать комиссии.
Небольшие банки со специализированными банковскими продуктами часто оказываются более удобными по ряду причин:
- Открыть счёт можно быстро и бесплатно;
- Некоторые услуги могут также предоставляться бесплатно в качестве бонуса при открытии счёта (например, платежи в бюджет);
- Хорошая служба поддержки клиентов;
- Удобный онлайн-банк.
В каких ситуациях предпринимателю могут потребоваться дополнительные услуги
Если открытие расчётного счёта — это необходимость, то выбор дополнительных услуг остаётся за вами.
Примеры:
- Вы индивидуальный предприниматель и являетесь единственным сотрудником — нужен только расчётный счёт.
- Вы открываете розничный магазин — вам потребуется эквайринг, касса и инкассация.
- Вы нанимаете новых сотрудников — необходимо добавить зарплатный проект.
- Вы хотите круглосуточно контролировать состояние своих дел — вам нужен банк с мобильным приложением для юридических лиц.
- Вы хотите обойтись без бухгалтера — поможет услуга «Облачная бухгалтерия», автоматизация налоговой отчётности и платежей.
По каким критериям следует выбирать банк
- Надёжность банка и его участие в системе страхования вкладов. Это принципиальный момент для любого бизнеса.
- Удобство работы с банковскими продуктами — в частности, схема открытия счёта и простота его дальнейшего обслуживания.
- Стоимость обслуживания. Мы рекомендуем проанализировать стоимость тех услуг, которые будут актуальны для вас в ближайшей перспективе (например, комиссии за снятие наличных, перевод средств и обслуживание банковских карт).
- Важным критерием является то, как банк справляется со внештатными ситуациями. Один из самых распространённых страхов предпринимателя — внезапная блокировка счёта и качество решения этой проблемы со стороны банка. В дальнейшем мы обязательно рассмотрим эту непростую тему.
Надеемся, этот материал поможет вам остановить свой выбор на банке, который станет хорошим партнером в развитии вашего дела.