В 2020 году владельца закусочной в Астрахани суд оштрафовал на 200 тысяч рублей за нарушение авторских прав. А бизнесмен всего лишь включил для своих посетителей зарубежные песни.
На самом деле, нельзя просто взять и включить музыку в заведении, в котором принимают и обслуживают клиентов. Рассказываем, как законно использовать музыкальные треки в кафе, ресторанах, салонах красоты, торговых центрах, гостиницах, чтобы не пришлось платить огромный штраф.
Почему нельзя просто включить музыку в заведении
Когда вы включаете для клиентов музыку, вы используете её публично в коммерческих целях. Такое использование не запрещено, при условии, что заведение платит вознаграждение правообладателям — владельцам авторских и смежных прав.
У музыкального трека есть автор слов и автор музыки. Слова и музыку нужно довести до публики, то есть, песню должен кто-то спеть, и кто-то записать. Так появляются смежные права — производные от авторских. Смежное право на песню принадлежит исполнителю и лейблу звукозаписи, который сделал фонограмму.
Итого у музыкальной композиции есть четыре правообладателя: автор текста, автор мелодии, исполнитель, студия звукозаписи. Правообладателей может быть меньше, например, если один человек написал слова и музыку.
Правообладатели получают исключительное право на произведение, в том числе, право на вознаграждение, если их песни используют для коммерческих целей.
В России есть две организации, которые защищают музыкантов: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). РАО и ВОИС управляют авторскими и смежными правами отечественных и зарубежных исполнителей, кроме тех, кто исключил свои песни из управления. К примеру, так поступили Максим Фадеев и Алексей Рыбников.
Яндекс Музыка, ВК, YouTube и прочие стриминговые сервисы разрешают слушать музыку только в некоммерческих целях. Можно включить плейлист дома, в машине, в гостях, но не в заведении. Такое правило прописано в условиях использования. Однако можно оформить подписку «Музыка для бизнеса» от Яндекса и Cubic Music, и включать лицензионные треки на Яндекс Станции. Подписка стоит от 990 рублей в месяц.
Условия использования сервиса Яндекс Музыка запрещают использование песен в коммерческих целях
Как РАО и ВОИС узнают, что бизнес незаконно включает музыку
Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесу с проверкой. В жизни это происходит так.
Обычно приходит один человек, который представляет сразу две организации. Он ничем не отличается от других клиентов, так что невозможно распознать в нём проверяющего. Агент заказывает услугу, например, просит подстричь его, или принести кофе, и в процессе ведёт видеосъемку. Потом владелец заведения получает претензию об уплате штрафа. Штраф составит от 20 000 до 40 000 тысяч руб. за каждый незаконно прокрученный трек.
В суде агент по защите авторских и смежных прав покажет видеозапись и чек об оплате, в котором стоят реквизиты владельца, адрес заведения, дата. Суду достаточно этих доказательств, чтобы оштрафовать предпринимателя.
В Екатеринбурге агенты пришли с проверками в танцевальные студии и оштрафовали владельцев за музыку, которая играет во время занятий. Бизнесменам пришлось заключить договоры с РАО, потому что это выгоднее, чем платить штрафы после судебного разбирательства.
Четыре варианта легально включать музыку
Рассказываем про все возможные способы: платные и бесплатные.
Вариант 1. Делать отчисления в РАО и ВОИС и пользоваться их реестром треков
РАО и ВОИС по умолчанию представляют большинство российских и зарубежных музыкантов, поэтому у них огромный реестр треков.
Чтобы получить доступ к реестру произведений, свяжитесь с представителем РАО и ВОИС в вашем регионе. Представитель рассчитает ежемесячный платёж и составит лицензионный договор.
Платёж — на юридическом языке авторское вознаграждение — зависит от типа заведения. Например, гостиницы делают отчисления, исходя из количества номеров и их средней стоимости, магазины — исходя из площади.
Ставки авторского вознаграждения для гостиниц, отелей, хостелов, гостевых домов
Обо всех песнях, которые играли в заведении в текущем месяце, придётся отчитаться. Отчёт нужен, чтобы рассчитать вознаграждение для авторов.
Вариант 2. Договориться с частным дистрибьютором
Чтобы меньше платить и не отчитываться каждый месяц, можно заключить договор с частным посредником. У таких посредников тоже есть база лицензионной музыки, правда меньше, чем у РАО.
На слуху такие дистрибьюторы, как Музкафе, РадиоСпаркс, Бубука. Обычно они сотрудничают напрямую с правообладателями: авторами или лейблами звукозаписи.
Размер ежемесячных отчислений зависит от типа и площади точки, и он намного ниже, чем отчисления в РАО. Например, салон красоты площадью до 100 м. кв. будет платить Музкафе 890 рублей в месяц.
Ещё один бесплатный способ — договориться напрямую с местными авторами и исполнителями. Для них это возможность прорекламировать себя, для вас — легальное использование музыки. Главное, прописать в договоре расценки, список разрешённых композиций и другие условия. Если в вашем городе есть звукозаписывающая компания, попробуйте заключить соглашение с ней. Так вы получите доступ ко всем песням, на которые у лейбла есть права.
Вариант 3. Включать музыку с открытой лицензией
Не все музыканты претендуют на вознаграждение. Тогда они выкладывают произведения в открытый доступ по лицензии creative commons или СС.
Найти треки с такой лицензией можно на FMA или Netlabels. Но придётся проверить каждую песню: для коммерческого использования годятся треки с лицензией CC BY, CC BY-SA, CC BY-ND, CC0. А вот композиции с пометкой Non commercial не добавляйте в свой плейлист: их нельзя включать в заведениях.
Вариант легального и недорогого фонового сопровождения для творческих — создать свою музыку. Можно запустить своё радио, как это сделали в Додо Пицце, сгенерировать треки с помощью сервиса Soundful, записать песни собственного сочинения.
Вариант 4. Включать произведения, которые перешли в разряд общественного достояния
Авторские и смежные права действуют не вечно — у них есть срок действия. У авторских — 70 лет после смерти автора, у смежных — 50 лет после создания записи. Затем композиция становится общественным достоянием.
Важное уточнение: авторские и смежные права истекают не одновременно. Автор мог умереть 100 лет назад, а фонограмму в современном исполнении изготовили 20 лет назад. Значит, ещё 30 лет надо платить обладателям смежных прав — исполнителю и студии звукозаписи.
Если удастся раздобыть пластинку, выпущенную 50 лет назад, и автор которой умер 70 лет назад, — её можно включать бесплатно без опасений. Конечно, это будет классическое произведение, а не современное. Но если оно подходит вашему заведению по формату, — почему бы и нет.