Баннер новости Мобильный баннер новости

Есть идея? Реализуй!

23 авг 2019

Каждый день миллионам людей во всем мире приходит мысль наконец-то открыть свое собственное дело. Перспективы у всех разные и зависят в первую очередь от двух вещей: экономической среды вокруг этих людей (сиречь государственной политики в отношении малого бизнеса) и предпринимательского огня внутри них. Почему малого? Ну, если вы сын Медведева или Сечина, вы вряд ли читаете эту статью, а удел всех остальных поначалу — именно малый бизнес, а то и микробизнес.

Пара слов о перспективах вновь открывающегося небольшого предприятия в нашей стране. По статистике, в РФ более трех лет способны проработать и не закрыться только примерно 5% от всех зарегистрированных предприятий, и только 20% ВВП России формируется малым бизнесом. По сравнению с Германией, где на малый бизнес приходится более 90% ВВП и государство как бы не больше предпринимателя заботится о том, чтобы он выжил, — это очень плохо. По сравнению с Северной Кореей — очень хорошо. У вас примерно 1 шанс из 20, что ваша бизнес-идея, поддержанная вашими организаторскими способностями, превратится в доходное предприятие; кроме того, вы сможете легко зарегистрировать юридическое лицо и вам не нужно будет перед этим год-другой доказывать по всем инстанциям, что бизнес не умрет через пару месяцев. Кстати, в РФ в 2018 году зарегистрировано более 300 000 новых предприятий, а всего их насчитывается 3,5 млн. Условно говоря, каждый двадцатый (опять!) трудоспособный житель РФ имеет на руках какую-нибудь фирмочку.

Еще не передумали? Тогда продолжаем читать.  

Итак, вы решили работать «на себя» и уверены, что таким образом заработаете значительно больше и достигнете лучшего положения в обществе, чем работая «на дядю». А собственно, на чем зиждется ваша уверенность? Вы умеете делать что-то уникальное? Или что-то очень распространенное и востребованное, но лучше многих других? Или у вас есть друзья, с которыми вам горы по плечу? Или вдруг образовалась некоторая сумма денег, не очень большая, но достаточная, чтобы стартовать? Или на примете есть пара мужичков с «золотыми руками», но совершенно не представляющая им цену и вообще не желающая заморачиваться по этому поводу? Или есть суперидея нового продукта или сервиса, которая покорит весь мир? Или, наконец, у вас тетя работает начальником в местном Сбербанке, а дядя — директором на заводе промышленных пылесосов? Собственно, вариантов и их подвариантов может быть еще сколько угодно, главное — у вас есть за душой нечто, позволяющее по крайней мере попытаться. Но вы должно четко понимать, от чего именно вы отталкиваетесь, и развивать именно эту, сильную сторону. Грубо говоря, если у вас тетя в Сбербанке — не надо собирать друзей в соучредители, они будут сидеть на вашей шее. А если у вас в голове возникла формула омолаживающего крема, не стоит идти в Сбербанк за кредитом — Азия-с, не поймут-с.

И вот когда вы четко определитесь, что послужит начальной точкой вашего превращения в миллиардера и олигарха (ну или хотя бы хорошо обеспеченного буржуя), перед вами встанут два тяжелейших вопроса, которые в случае начинающего бизнесмена весят поболе сакраментальных «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот эти страшные вопросы-восклицания: «Куда ты лезешь, этим и так все занимаются!» и «Куда ты лезешь, так никто никогда не делал, у тебя либо не получится, либо никто не купит!». Неважно, кто произносит эти заклинания, любимая жена или внутренний голос: большинство людей они останавливают не хуже удара дубинкой по голове.

На самом деле, оба этих вопроса не имеют смысла, как и вообще попытка предугадать успех или неуспех нового бизнеса. Когда Apple решил выпустить смартфон с «пальчиковым» интерфейсом, все эксперты только что пальцем у виска не крутили: на фоне доминирования на рынке коммуникаторов с Windows Mobile, Symbian и BlackBerry OS, «наследниками» КПК с управлением стилусом, идея «яблочных» выглядела совершенно нежизнеспособной. А когда Яндекс в 1997 году и Googleв 1998 году появились на рынке поисковых систем, там доминировали монстры AltaVista, MSN, Lycos, Excite, Yahoo, Рамблер и немножко Апорт. Часто вы сегодня пользуетесь Апортом или Альтавистой? Собственно говоря, ваш успех в конечном счете не зависит от того, является ли ваш продукт новым или вы заходите на очень конкурентный рынок. Новая идея? Прекрасно, динамика прироста клиентов/пользователей и их характеристики в ваших руках (iPhoneстоит в 2-3 раза дороже аналогов).  Конкурентный рынок? Прекрасно, потребитель уже «приучен» к продукту и готов за него платить, осталось только перетащить его к вам. Все зависит только от вас. Вы — самый главный свой бизнес-ресурс.

Когда-то, в середине прошлого века, мудрый и язвительный британский управленец и памфлетист Сирил Норткот Паркинсон, незаслуженно известный только как автор коротенького афоризма, который так и называют — закон Паркинсона, сформулировал три вопроса, на которые должен честно ответить самому себе «Да!» любой человек, который хочет стать директором. Вот они в кратком изложении:

  1. Готов ли я к тому, что все мои болезни будут начинаться в пятницу вечером и заканчиваться в понедельник утром?
  2. Готовы ли я делать то, чем мои подчиненные или партнеры не могут или не хотят заниматься?
  3. Готов ли я уволить Андрея Милягу, безобидного путаника, искренне любящего свою чудесную жену и пятерых детишек-школьников?

В случае с собственным делом суть этих вопросов можете смело возводить в квадрат. Работать вы будете вообще всегда, особенно в первые 2-3 года. В три часа ночи, в отпуске на пляже, в больнице под капельницей вам может прилететь письмо или месседж, требующие немедленной и лично вашей реакции. Шутка «- А какой здесь пароль от wi-fi? - Вы в реанимации. - Большими или маленькими?» больше не будет казаться вам смешной. Делать вам иногда придется всё, вообще всё — вплоть до мытья чашек за деловыми партнерами. Просто потому, что никого под рукой нет, и чашек чистых нет, а следующая встреча уже через 15 минут. Автор этих букв, в бытность свою основателем и соучредителем журнала, очень хотел заниматься в нем творческой частью, но трудился в основном вип-продавцом — творить желающих было много, а вот заниматься работой с рекламодателями в начинающем издании как-то не очень. Наконец, вам с большой долей вероятности придется не только увольнять сотрудничков, но и забирать доли у нерадивых партнеров, задерживать зарплату или платить ее маленькими частями, уговаривать поставщиков подождать еще недельку, а заказчиков — заплатить еще процентов хотя бы 10 аванса… В общем, жить будет бурной и нескучной жизнью, я гарантирую это.

Ну и в завершение: еще несколько вопросов. Превратим всё это в тест: если первые три вопроса «стоят» три балла, то те, что будут ниже — по одному баллу. Если вы наберете меньше 10 баллов — даже не думайте регистрировать предприятие, если 14 баллов — шансы у вас неплохие.

  1. Готов ли я делиться прибылью с теми, от кого она зависит — с принесшим суперрентабельный контракт коммерсом или с реально снизившим издержки на его выполнение производственником?
  2. Если бы нашим клиентом стала моя бабушка, посоветовал бы я ей купить то, чем мы торгуем? (Вопрос придумал Дэн Пинк).
  3. Готов ли я любую грандиозную новую идею воплощать сначала маленькими осторожными шажками, проверяющими ее на жизнеспособность?
  4. Готов ли я тщательно учитывать каждую копейку и разносить ее в правильное место? Сделка имеет право быть нулевой, и тому может найтись множество причин, но она не может быть минус даже 1 рубль, это путь к банкротству. А грань бывает очень тонкой…
  5. Готов ли я принять решение вовремя, даже в цейтноте, даже при недостатке исходных данных, не сваливая при этом ответственность на других и понимая, что это решение может быть неправильным?

Итак, вы набрали 14 баллов и смело глядите в будущее. Отлично! В следующий раз поговорим, что со всем этим теперь делать.

Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.
Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела!
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.

Что ждёт бизнес в феврале: автопродление лицензий, разрешение параллельного импорта и новые правила маркировки
31 января
Ликбез
Что ждёт бизнес в феврале: автопродление лицензий, разрешение параллельного импорта и новые правила маркировки
Какие возможности открыты для бизнеса в 2023 году
27 января
#своедело
Ликбез
Какие возможности открыты для бизнеса в 2023 году
Откройте расчетный счет за 10 минут
или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных