В декабре упростят кассовые операции, введут новые правила маркировки, а нотариусам разрешат дистанционно оформлять междугородние сделки. Рассказываем, как жить с новыми изменениями.
Выдавать подотчётные средства сотрудникам станет проще
Центральный банк изменил некоторые правила кассовых операций. Они преимущественно коснулись выдачи наличных под отчёт. Вот по каким правилам теперь проходят эти операции:
-
Срок предоставления авансового отчёта по форме № АО-1 устанавливает руководитель компании или ИП. Раньше он был единым для всех — три рабочих дня, теперь ограничений нет.
-
Руководитель или ИП выдаёт один расходный кассовый ордер по форме № КО-2 на несколько сотрудников или операций. Достаточно вписать фамилии, инициалы сотрудников, суммы и сроки выдачи. По старым правилам ордер выдавали на каждую операцию.
-
Кассир не вправе выдавать банкноты, которые имеют хотя бы одно повреждение из перечня Банка России. Например, посторонний рисунок, надпись, разрыв или прокол.
Ещё одно изменение коснулось инноваций: теперь предпринимателям официально разрешили использовать автоматические кассы. Раньше они встречались только в крупных розничных магазинах — их размещение согласовывали отдельно.
Что это значит: правила Банка России о кассовых операциях продолжают действовать. Но выдавать наличные под отчёт станет проще. Вы составляете один приказ и один расходный ордер, а сотрудники берут деньги из кассы несколько раз.
Основание: Указание Банка России от 5 октября 2020 г. № 5587-У
Маркировка редких музыкальных инструментов, нераспроданных шин и фотокамер станет обязательной
Новые правила маркировки пробираются всё дальше и дальше. В октябре и ноябре запретили продавать немаркированные фотокамеры и шины, но сделали исключение для двух категорий:
-
фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, которые произвели или импортировали в Россию до 1 октября;
-
шины и покрышки, которые купили до 1 ноября, но успели импортировать.
Эти товары разрешили свободно продавать до 30 ноября, после — только при наличии маркировки. Хранить и перевозить товары не запрещают.
Маркировка редких музыкальных инструментов касается только вывоза за границу. Если инструмент входит в каталог Музейного фонда РФ или относится к культурным ценностям по заключению эксперта, нужно оформить паспорт инструмента и маркировать инструмент в Минкультуры.
Что это значит: Если вы продаёте шины, покрышки, фотокамеры и вспышки, регистрируйте товары через систему «Честный ЗНАК». Чтобы вывозить редкие музыкальные инструменты за рубеж, например, для участия в выставке или продажи, заранее оформляйте паспорт и маркируйте товар в Минкультуры.
Если нарушите правила маркировки или продадите немаркированный товар, получите штраф от 50 до 300 тыс. рублей.
Основания: Постановления Правительства от 31 декабря 2019 г. № 1953 и № 1958, Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 395-ФЗ
Больничные листы смогут оформить больше сотрудников
С 14 декабря меняются правила Минздрава по выдаче листков временной нетрудоспособности. Основное изменение — дополнен перечень сотрудников, которые вправе оформить больничный. Теперь к ним отнесли:
-
учредителей, которые не работают в штате организации;
-
беженцев и лиц без гражданства, которые получают пособия.
Дополнительное правило прописали для сотрудников, которые не работают из-за болезни коронавирусом. Теперь они смогут оформлять больничные листы в электронной форме — на удалённом приёме. Для этого должно быть подтверждение болезни — положительный тест.
Ещё одно важное новшество — больничные для родителей стали длиннее. Вот какие сроки изменились при уходе за болеющим ребёнком:
-
от 7 до 15 лет — без ограничения срока (раньше — до 15 дней);
-
от 15 лет — до семи дней (раньше — до 3 дней, по решению комиссии — до 7).
Новые правила затронули и медицинские организации. Если раньше лечащий врач мог продлить больничный самостоятельно, то теперь он обязан сформировать комиссию.
Что это значит: Собственники компаний смогут оформить больничный, даже если не работают по трудовому договору. Некоторые сотрудники с детьми будут дольше отсутствовать на работе — предпринимателям нужно учитывать этот фактор при распределении нагрузки.
Основание: Приказ Минздрава России от 1 сентября 2020 г. № 925н
Нотариусы из разных городов смогут оформлять сделки дистанционно
С 29 декабря нотариусы получат право оформлять документы по собственным защищённым каналам связи. Это значит, что участникам сделок из разных городов не придётся ехать к одному нотариусу. Каждый пойдёт в нотариальную контору своего населённого пункта, а нотариусы по отдельности удостоверят подписи и занесут документы в Единую информационную систему.
Дистанционно нотариусы смогут оказать несколько услуг, например:
-
сделки с недвижимостью и уставным капиталом компаний;
-
удостоверение перевода документов на иностранный язык;
-
передача электронных документов.
Если сделка связана с госреестрами, нотариусы сами будут подавать электронные документы, например, в управления ФНС или Росреестра.
Что это значит: Если вы продаёте недвижимость или долю в ООО, а покупатели или остальные собственники находятся в другом городе, вам не придётся ехать к одному нотариусу. Достаточно заранее записаться к своим нотариусам в разных городах, и они обменивались документами в режиме онлайн. Главное — записаться на одно время.
Получить дистанционные услуги нотариусов смогут предприниматели, которые работают с электронной подписью.
Основание: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ
Заканчивается срок подачи заявлений на электронные трудовые книжки
31 декабря — последний день, когда сотрудники вправе подать заявление на электронные трудовые книжки. Его составляют в произвольной форме и передают в кадровую службу или напрямую руководителю.
Если сотрудник перейдёт на электронную трудовую книжку, все записи работодатель будет вносить через кабинет страхователя на сайте ПФР. Сотрудник сможет получить информацию из книжки в любой момент — через запрос на Госуслугах или в личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
Что это значит: Если сотрудник подал заявление о переходе на электронную трудовую, вы обязаны выдать ему бумажную. Предварительно добавьте в трудовую книжку запись о том, что сотрудник подал заявление на переход.
Если сотрудник не успел подать заявление, вы продолжаете вести трудовую книжку в бумажном виде. Но при приёме новых сотрудников, которые раньше никогда не работали по трудовому договору, вам придётся сразу оформлять электронную трудовую в кабинете страхователя на сайте ПФР.
Основание: Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ