vk
Баннер новости Мобильный баннер новости

Энергетики пришли с проверкой: как себя вести, чтобы не платить лишнего

12 окт 2020
Достаточно акта о проверке, чтобы энергосбытовая компания предъявила претензии предпринимателю и обязала выплатить несуществующую задолженность. Снять с себя такие обязательства непросто, а судебная практика говорит, что суд редко встаёт на сторону предпринимателя.
 
В предыдущей статье мы рассказывали, как пользоваться электричеством в офисе или на производстве, чтобы не доводить до суда. Сейчас вместе с экспертами юридической компании «ЮрИнформ» разобрались, как себя вести при проверке, на что обратить внимание и что делать, если вы не согласны с результатами.

Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.
Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела!
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме.


Если пришли с проверкой
Проверка счётчиков электроэнергии — обычная процедура, которая предписана законом. Энергетики должны проводить проверку счётчиков не реже одного раза в год, но не чаще, чем раз в три месяца (основание — пункт 83 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Вот как вести себя при такой проверке, чтобы потом не попасть на деньги.

Если пришли с проверкой фото

Присутствуйте на проверке лично. Или отправьте главного энергетика

Энергетики не приходят просто так — о проверке предупреждают заранее. Поэтому лучше выбрать время, лично встретить проверяющих и находиться с ними в помещении, где проходит проверка. Это позволит убедиться, что энергетики действительно проверили счётчики, а не провели поверхностный осмотр для галочки. Для контроля можно пригласить своего электрика.

Индивидуальный предприниматель Мавлютова из Самары не присутствовала при проверке и ей лично не был передан акт о результатах. С энергетиками общался сотрудник ИП, у которого не было на это доверенности. Энергетики обнаружили, что пломба на счётчике сорвана, сотрудник без возражений подписал акт, а суд обязал Мавлютову выплатить более 94 тысяч рублей за безучётное потребление электроэнергии. 

Снимайте действия проверяющих на фото или видео, записывайте аудио

Действия проверяющих лучше фиксировать — закон этого не запрещает, а в спорной ситуации суд принимает подобные фото и видео как материалы дела. 

На практике немногие суды становятся на сторону потребителя. Но если ему удастся доказать, что при проверке или составлении акта были допущены нарушения, то акт не будет считаться безоговорочным основанием для взыскания долга. И энергетикам придётся заново доказывать, что предприниматель им должен.

Запись лучше вести скрыто. Например, включить диктофон на смартфоне и убрать его в карман. Или встать так, чтобы попасть в область видения видеокамер, если они есть в помещении, где проходит проверка. Если у проверяющих возникнут вопросы, можно объяснить им, что вы снимаете свой офис — у вас есть на это законное право.  Всё остальное попадает в кадр в силу обстоятельств — вы это не контролируете. 

Если энергетики отказываются проводить проверку, которую предприниматель собирается заснять, можно связаться с руководством энергосбытовой компании и попросить его разъяснить права потребителя своим сотрудниками.

При проверке энергетики заменили исправный прибор учёта на другой и обязали предпринимателя Скамейкина оплатить неучтённую электроэнергию. Во время проверки  предприниматель не снимал фото и видео, из-за чего не смог доказать, что энергетики допустили нарушения. Суд встал на сторону энергосбытовой компании

Проверяйте акт прежде, чем подписать его

Акт — доказательство того, что проверка была проведена. Если при составлении акта допущены ошибки, энергосбытовая компания может обязать предпринимателя выплатить несуществующий долг. Чтобы этого не произошло, обратите внимание на детали: 

  • данные предпринимателя указаны без ошибок. В акте значится именно тот предприниматель или компания, которых проверяли;
  • данные о приборах учёта, то есть модель счётчика и прочие характеристики, указаны верно;
  • показания счётчика в акте те же, что и на приборе в момент проверки;
  • указана дата предыдущей проверки приборов учёта — если выявлено безучётное потребление электричества;
  • указана дата предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства — если выявлено бездоговорное потребление электричества;
  • указаны данные о ранее установленных контрольных пломбах и к акту приложены документы, которые подтверждают факт их установки — если во время проверки обнаружили, что пломба на счётчике сорвана; 
  • перечень нарушений соответствует действительности. В акте не указаны нарушения, которые не были зафиксированы проверяющими;
  • объяснение предпринимателя насчёт бездоговорного или безучётного потребления электроэнергии соответствует действительности; 
  • если велась фото- или видеосъёмка, должна быть соответствующая пометка;
  • дата составления акта и место проверки верные.

Акт составляется на месте проведения проверки. Если это не так, например, акт прислали по почте через несколько дней, документ считается недействительным и не имеет юридической силы. 
Акт осмотра приборов учёта фото 
Акт осмотра приборов учёта в разных энергосбытовых компаниях может отличаться, так как форма документа не определена законом   

акт о неучтённом потреблении электроэнергии фото
Так выглядит акт о неучтённом потреблении электроэнергии

Вы можете подписать акт или отказаться от подписи

Если вы согласны с актом проверки, подписывайте его на месте. 

Если не согласны, документ можно не подписывать, но в нём обязательно надо указать свои замечания. Энергетики зафиксируют, что предприниматель не согласен с результатами проверки и отказался подписывать акт. Однако акт всё равно будет считаться действительным — даже без подписи предпринимателя. Чтобы его оспорить, придётся пойти в энергосбытовую компанию или в суд. 

Если всплыла несуществующая задолженность

Случается, что энергосбытовая компания обязывает предпринимателя оплачивать задолженность за электричество, даже если фактически её нет. В таком случае необходимо доказать свою невиновность, иначе энергетики могут отключить электричество за неуплату. Для этого можно потребовать перерасчёт электроэнергии, заменить счётчик, запросить показания, которые автоматически передавал умный счётчик, обратиться за помощью к экспертам или пойти в суд. 

Требуйте перерасчёта начисленной суммы [если счётчики показывают иное]

Если предприниматель не согласен с актом безучётного или внедоговорного потребления электроэнергии, надо направить заявление о перерасчёте в энергосбытовую компанию. И предупредить сотрудников компании, что если они не примут заявление, предприниматель пойдёт в суд. 

Форма заявления о перерасчёте свободная. Но в документе должны быть указаны:
 
  • ФИО получателя и составителя заявления;
  • дата составления акта;
  • сумма долга к уплате;
  • основания несогласия с актом;
  • просьба сделать перерасчёт из-за незаконного составления акта;
  • предупреждение о последующем судебном разбирательстве.

Потребуйте заменить счётчик, если он врёт

Чтобы не копить неучтённое по мнению энергетиков электричество, надо как можно скорее заменить счётчик. 

Старый прибор учёта лучше пока не выбрасывать и сохранить его до тех пор, пока спор не разрешится. На практике бывает, что в ходе разбирательства назначают судебную экспертизу, чтобы уточнить некоторые обстоятельства дела, например причину и дату поломки счётчика или отсутствие вмешательства в работу прибора учёта. Такая судебная экспертиза — очень весомое доказательство, которое может сыграть в пользу потерпевшей стороны.

Запросите показания у энергосбытовой компании, чтобы их сверить

Если предприниматель использует умный счётчик, который автоматически сохраняет и передаёт показания, надо запросить эти сведения у энергосбытовой компании. Для этого достаточно составить заявление в свободной форме. Энергетики обязаны предоставить информацию в течение 30 дней. Услуга бесплатна. 

Обратитесь в экспертную организацию, чтобы провести независимую проверку

Если предприниматель уверен, что счётчик исправен, а акт недействителен, можно обратиться за помощью в экспертную организацию. Её сотрудники проверят счётчик и составят заключение о состоянии прибора учёта. Такое заключение — доказательство того, что счётчик работает нормально и предприниматель не обязан оплачивать несуществующий долг, который ему начислили. Заключение надо приложить к судебному иску и направить на рассмотрение в суд. 

Стоимость такой экспертной проверки зависит от региона. В среднем она обойдётся в десять тысяч рублей. 

Идите в суд, чтобы оспорить несуществующую задолженность

Если не удалось договориться с энергосбытовой компанией, можно обратиться в суд, чтобы восстановить своё положение. Составление иска лучше доверить юристам, которые имеют подобную практику. 

Если суд удовлетворит иск, потребителю не придётся погашать несуществующую задолженность, и энергетики не вправе будут на этом настаивать.  

Парикмахерской «Улыбка» из Липецка удалось через суд доказать, что акт, составленный энергосбытовой компанией, не действителен и предприниматель вправе не оплачивать несуществующую задолженность. 

Индивидуальный предприниматель Тарзян из Улан-Удэ смог доказать, что энергетики неверно составили акт и не имели права на основании него отключить электричество на предприятии. Суд встал на сторону владельца бизнеса

Коротко: как вести себя с проверяющими и отстоять свою правоту

  • Энергосбытовая компания может проверять предприятие не реже одного раза в год, но не чаще, чем раз в три месяца. Если пришли с проверкой, собственнику бизнеса и ответственному электрику лучше присутствовать на ней лично. 
  • Во время проверки надо снимать действия проверяющих на фото и видео — это поможет отстоять свою правоту, если дело дойдёт до суда. 
  • Если в ходе проверки найдут нарушения, составят акт. Надо проверить его правильность и подписать документ на месте, если нет возражений. 
  • Если не согласны с актом проверки, можете его обжаловать в энергосбытовой компании или в суде. 
  • Чтобы не платить по несуществующим долгам, придётся доказать свою невиновность. Для этого надо отправить заявлением о перерасчёте в энергосбытовую компанию, заменить счётчики на новые, уточнить показания и привлечь экспертов, чтобы отстоять свою правоту. 
  • Если ничего не помогло, можно обратиться в суд. Но следует помнить, что чаще всего подобные споры решаются не в пользу потребителя. 

Елизавета Чёрная


Делобанк и банк Синара сообщают
21 ноября
Новости
Делобанк и банк Синара сообщают
Делобанк повысил ставки по накопительному счету для бизнеса до 17% годовых
6 ноября
Новости
Делобанк повысил ставки по накопительному счету для бизнеса до 17% годовых

Откройте расчетный счет за 10 минут

или получите консультацию по другим продуктам банка
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных