Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане. Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.
Что защищает авторское право
Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.
Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса. В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.
И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.
Защищает ли авторское право идею
Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.
Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.
Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.
Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.
Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.
Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.
Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав
Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.
Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.
Что не относится к нарушению авторских прав
Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.
Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.
Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.
А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.
Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.
Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.
Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.
Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК.
Как защитить свои авторские права
Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.
Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.
Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.
Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.
РАО рекомендует использовать два сервиса: ООО «Платформа технологий» IREG и АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» n'RIS.
Чтобы депонировать произведение в IREG, нужно:
-
Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.
-
Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.
-
Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.
-
Получить свидетельство о депонировании.
Защита произведения будет действовать 70 лет.
Процедура депонирования в n'RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.
Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.
Что делать, если авторское право нарушено
В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:
-
Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК, компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.
-
До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.
-
Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.
-
Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.
Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.
Коротко о главном
-
Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.
-
Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.
-
Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.
-
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.
-
Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.
-
Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n'RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.
-
Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.
-
Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.